14 мая 2010 г.

Игорь Щеголев, фото с официального сайта Минкомсвязи РФ
В октябре прошлого года комиссией было одобрено 5 проектов, связанных с развитием телекоммуникаций.

По первым двум проектам мы практически завершили пилотный этап. И получили результаты, которые позволяют запустить на полную мощность внедрение современного оборудования отечественного производства. Эти решения будем тиражировать.

Два других проекта должны обеспечить потребителям доступ к информационным ресурсам на скоростях не ниже 100 Мбит/с. Планируем, что к 2015 году такие высокие скорости будут доступны минимум 60-ти процентам пользователей. И речь идет не только о крупных городах, но и об удаленных населенных пунктах. Тем самым обеспечивается «цифровое равенство» всех граждан страны. И, наконец, пятый проект - развитие телевидения с полным переходом на цифровой формат вещания по всей стране к 2015 году. Главное, что объединяет наши проекты – это нацеленность на реальную пользу для людей, для конечных потребителей. Современные технологии обретают смысл. Только если они отвечают потребностям человека в информации.

Поэтому превыше всего – в прямом и переносном смысле – потребитель услуг, рядовой пользователь. Именно социальная направленность представляемых проектов обусловила наши приоритеты. На выставке «Связь-Экспокомм» мы попытались показать, что телекоммуникации есть основа современного информационного общества. Позвольте подробнее остановиться на ходе выполнения каждого из проектов.

Проект «Создание опытной зоны с использованием оборудования DWDM «ПУСК» реализуется ОАО «Ростелеком». Две высокоскоростные линии связи в начале 2010 года соединили города Пензу и Жуковский с основной сетью. Замечаний по функциональности и работоспособности оборудования нет. Уже сегодня почти в десять раз увеличилась пропускная способность каналов связи на Пензу. А значит, в ближайшем будущем для всех абонентов этого региона возрастёт скорость доступа к Интернету и снизится стоимость передачи данных.

...  

Следующий проект, связанный с заменой устаревшего оборудования коммутации на современные программные устройства, позволил «Центртелекому» на пилотном этапе создать централизованную сервисную платформу для 6,7 млн. абонентов на территории 17 областей ЦФО. При этом людям предоставлены телекоммуникационные услуги принципиально нового качества.

...

Цифровизация телевидения – это проект для каждого жителя нашей страны. В 2009 году разработаны частотно-территориальные планы 1 и 2 мультиплексов и системные проекты построения сетей в 25 регионах России. Для всех остальных системные проекты будут разработаны в 2010 году.

...

Следующий проект направлен на создание сетей ШПД с использованием радиотехнологий – на основе оборудования отечественного производства в диапазоне 2,3-2,4 ГГц. В соответствии с планом-графиком по 40 регионам проведены конкурсы и оформлены лицензии, по 22 регионам - конкурсы будут в десятом году.

...

Последний пятый проект – во многом уникален, он предусматривает создание спутниковой системы связи в Ка-диапазоне с использованием конверсионных заделов. В этом проекте – единственном среди вышеназванных, частично используются бюджетные средства.

...

Надо заметить, что кооперация с зарубежными производителями – это только малая часть задач международного сотрудничества. Сегодня важно определиться по многим аспектам участия России в международном телекоммуникационном пространстве.

...

В наиболее общих чертах наше взаимодействие с МСЭ можно представить в виде двух главных направлений. Во-первых, это резервирование и международная координация позиций геостационарных спутников связи и частот. Во-вторых, это стандарты и технологии.

...

Страны-лидеры в области ИКТ вкладываются в новые разработки, в том числе перспективные, и формируют национальные стандарты. А затем добиваются их утверждения в МСЭ. В итоге их национальные стандарты становятся для нас международными. А между тем, в пятидесятых годах наши стандарты в сфере телевидения и радиовещания были признаны всем миром. Сейчас у нас остаются лишь единичные решения, которые может быть, уважаются в мире по традиции. К сожалению, сегодня отношения России со странами-лидерами ИКТ скорее развивается по схеме «реципиент-донор». Мы получаем от МСЭ международные стандарты и технологии, разработанные зарубежными фирмами. Это в итоге оборачивается оттоком финансовых средств и ценных отраслевых кадров из России - в страны с наивысшим развитием ИКТ.

Нам жизненно необходимы инвестиции в отраслевую науку, причем проводить их надо не хаотично, а скоординировано. Это опять-таки единая научно-техническая политика, которая может родиться только на стыке интересов регулятора и операторов, на границе фундаментальной и отраслевой науки. Раньше компании отрасли отчисляли полтора процента от доходов в отраслевой фонд, из которого финансировались научные исследования и участие наших специалистов в работе международных организаций. В 2000 году размер этого фонда достигал 450 млн. рублей. Затем законодательно такие фонды были отменены и отраслевая наука стала на глазах чахнуть. В прошедшем году бюджетное финансирование отраслевой науки (по всем направлениям) составило около 100 млн рублей при доходах отрасли порядка 1,8 трл. рублей. Мы предлагаем изменить действующее законодательство и вернутся к практике частно-государственного партнерства, учредив институт поддержки научных исследований в отрасли связи и информационных технологий.

Итак, резюмирую. Во-первых, реализация проектов осуществляется в строгом соответствии с ... графиком. Во-вторых, нам не удалось, к сожалению, решить задачу, связанную с определением понятий национального производителя. Это сдерживает продвижение и президентских проектов, и многих других. В третьих, чтобы создать задел для будущих поколений и не переплачивать дважды за частоты и позиции, нужно вовремя их резервировать. Нужны средства. Их можно получить из того, что собираем за пользование частотным ресурсом. Для этого нужны определенные законодательные новации. В-четвертых, чтобы выйти из кабальной зависимости от зарубежных технологий, нам необходимы собственные технологии и средства для превращения их в международные стандарты. Нужно финансировать науку. Средства могут поступать из единого отраслевого фонда, поддерживающего фундаментальную и отраслевую науку. Этот институт поддержки науки может работать на механизме частно-государственного партнерства, учитывая интересы как регулятора, так и компаний отрасли. Помимо прочего, это позволит согласовать разнонаправленные научные изыскания, финансируемые конкретными операторами для собственных нужд.

Наконец, вопрос политики межгосударственного взаимодействия в области ИКТ в рамках межведомственных и межправительственных комиссий. Информационные и телекоммуникационные магистрали не менее важны для страны, чем нефтепроводы. Особенно в период перехода к постиндустриальному «обществу знаний». И если в том, что касается нефти, у государства имеется единая политика, то в области информационно-коммуникационных технологий ведомственное взаимодействие не достаточно эффективно. Процесс международной координации – многосторонний процесс, требующий учет взаимных интересов. Это предмет договоренностей, разменов, а может быть даже и торгов. Полагаем важным, чтобы все ведомства, действуя в рамках межправительственных групп, межведомственных комиссий, в обязательном порядке согласовывали с Минкомсвязью телекоммуникационные и инфокоммуникационные проекты, осуществляемые на внешней арене.

См. подробнее http://minkomsvjaz.ru/ministry/1483/3505.shtml/xPages/entry.10095.html

Источник: Пресс-служба Минкомсвязи РФ