27 мая 2010 г.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса.

Исследование было проведено в августе - сентябре 2009 года по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей среди владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.

Большинство предпринимателей оценивают развитие своего бизнеса как успешное (43%). С другой стороны, 26% опрошенных придерживаются противоположного мнения.  Средний балл по 7-балльной шкале оценок составил по данному показателю 4,27, что не намного выше срединного значения. За 2 года, прошедших с момента проведения первой волны опроса, средний балл интегральной оценки успешности развития бизнеса сократился с 4,64 до 4,27 балла. Сокращение обусловлено снижением положительных оценок (5-7 баллов) с 56 до 43 % и увеличением негативных оценок (1-3 балла) с 15 до 26 %, а также максимумом средних оценок: 4 балла отметили 32 % бизнесменов. Для сравнения укажем, что в 2008 г. максимум респондентов выбрали умеренно положительную оценку в 5 баллов - 37 %.

Оценивая перспективу развития собственного бизнеса на ближайшие 2-3 года, предприниматели наиболее серьезной проблемой считают действия крупных региональных бизнес-игроков (74%). На втором месте в списке ожидаемых проблем стоит обострение конкурентной борьбы (65%), на третьем - нехватка профессиональных кадров (62%). Более половины (55 %) предпринимателей с разной вероятностью ожидают трудностей в доступе к финансовым ресурсам. Далее следуют такие трудности, как проблема доступа к высоким технологиям  (43%), материально-техническим ресурсам (42%), энергетическим ресурсам (40%).

С нехваткой профессиональных кадров чаще ожидают столкнуться на предприятиях с иностранным участием (70 против 60 %), с участием государства или МСУ (70 против 60 %), а также в промышленности и строительстве (66 % против 55-58 в других отраслях)

Опрос ВЦИОМ проведён по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в августе-сентябре 2009 г. Опрошено 1200 предпринимателей (крупные, средние, малые предприятия) представляющих 3 макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) в 40 субъектах России.

Источник: Пресс-служба ВЦИОМ