2 июня 2010 г.

Население и бизнес давно готовы к «электронному правительству». Его внедрение тормозится самим государством. К такому выводу пришли участники секции «eGoverntment 2.0: разработка сервисов для государства», прошедшей в рамках Санкт-Петербургской интернет-конференции (СПИК). Организатором секции выступил системный интегратор «КОРУС Консалтинг».

Россия катастрофически отстает от развитых держав в аспекте «электронного правительства» и оказания госуслуг населению в электронном виде, считают эксперты.

«По последним данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 80-е  место по готовности к введению электронных госуслуг, находясь между Тринидадом и Тобаго и Сальвадором», - такие данные, согласно The Global Information Technology Report 2009-2010, привел эксперт журнала «Россия в глобальной политике» Павел Житнюк. - Примеры других стран просто позорны для России: Эстония за 4 года перевела в электронный вид 700 госуслуг, на сайте правительства Сингапура можно за 2 часа зарегистрировать собственный бизнес, а также получить любую другую госуслугу и оплатить ее, в Казахстане создана единая система государственного документооборота. При этом в России есть достаточные ресурсы для масштабного перевода госуслуг на “электронные рельсы” – есть и разработчики, и спрос у населения. По информации РУССОФТ (ассоциации российских разработчиков ПО), Россия, в частности Санкт-Петербург и Москва, занимают ведущие позиции в международных рейтингах городов по возможностям осуществлять деятельность в области разработки ПО, исследований, создания новых ИТ-продуктов (Top 50 emerging global outsourcing cities, Global Services&Tolons, 2009). Согласно данным АП КИТ, в рейтингах готовности к использованию электронных услуг наибольшую готовность демонстрируют российские граждане».

Тормозит процесс нежелание самого государства переходить в электронный вид, считает эксперт – ведь в этом случае госуслуги принимают стандартизованный, деперсонализированный характер, что наносит удар по коррупции. Например, в «обезличенном» и жестко регламентированном цифровом пространстве чиновнику гораздо труднее проявлять дискреционную власть: «тебе я лицензию дам, а тебе не дам».

Осложняет оказание госуслуг online отсутствие единых форматов и стандартов документов, единой системы обмена электронными документами. Напротив, каждое государственное ведомство стремится создать собственную, закрытую от других ведомств систему электронного документооборота. Огромная проблема – отсутствие связи между базами данных отдельных ведомств, более того – чиновники ревностно охраняют имеющиеся у них данные от «посягательств» других госструктур.

Руководитель по связям с общественностью ФГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» Евгения Фалькова признала, что скорость проникновения цифровых технологий в деятельность госорганов оставляет желать лучшего. Однако, Петербургу есть чем похвастаться: недавно был запущен и функционирует портал «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» (http://www.gu.spb.ru).

Как и головной портал государства – http://www.gosuslugi.ru,  пока он носит в основном информационный, а не интерактивный характер – граждане могут посмотреть и скачать необходимые для оказания госуслуги документы, узнать расписание работы тех или иных госслужб, а за реальным документом или услугой все равно придется идти в МФЦ – многофункциональный центр по оказанию госуслуг.

При этом ряд услуг, в отличие от федерального ресурса, уже запущен на петербургском портале. Например, через электронную приемную можно записаться на подачу заявления на регистрацию брака или оформить заявление на получение пособий на ребенка on-line: гражданин должен лишь заполнить специальную форму на сайте, дальше система сама обработает запрос, сформирует требуемый пакет документов, а гражданин должен будет прийти только за самой банковской картой с уже зачисленными на нее средствами.

«Пока  портал работает в тестовом режиме», - говорит Евгения Фалькова. - Однако, уже сейчас это база для полномасштабного ресурса по электронному обслуживанию населения. Мы планируем постепенно увеличивать количество госуслуг, которые можно получить online».
В ходе секции участники пришли к выводу о высокой востребованности ИТ-сервисов, как для граждан, так и для бизнеса, что доказывают и примеры компаний, которые запускают подобные услуги в России.

Так, большой интерес слушателей секции вызвал доклад специалиста компании «КОРУС Консалтинг» Вячеслава Когана. Системный интегратор разработал сервис «Электронный дневник учащегося» - online-систему для педагогов, родителей, учеников и чиновников, с помощью которой можно отслеживать успеваемость и учебную дисциплину школьников, общаться, информировать о планируемых мероприятиях и собраниях. Родители имеют возможность оперативно получать информацию об оценках и домашних заданиях своих детей (в том числе в режиме SMS), чиновники получают всестороннюю статистику и отчетность, преподаватели - оперативность и прозрачноссть процесса общения со всеми участниками образовательного процесса. На текущий момент с сервисом работают более 60 средних учебных заведений, зарегистрировано около 15 тыс. подключений, и очевидно, что спрос на подобные услуги растет.

«К недавно запущенным  нами online-сервисам  “Сдача налоговой отчетности в госорганы” уже подключилось 200 предприятий, к  Удостоверяющему центру – 250. Все заинтересованы работать через Интернет, применять электронную цифровую подпись, минимизировать личные контакты с госведомствами. К этому готовы и предприятия, и частные лица», - резюмирует Вячеслав Коган.

Источник: Пресс-служба компании «КОРУС Консалтинг»