10 июня 2010 г.

На конференции КПМГ в Москве Джоэл Стерн рассказал об экономической модели фирмы и принципах экономической добавленной стоимости (EVA), о том, почему парадигма стоимости имеет такое большое значение для российских компаний, а также о методах управления, основанных на стоимости.

Джоэл Стерн известен прежде всего своей концепцией экономической добавленной стоимости (EVA), которую он разработал совместно со своим партнером Беннеттом Стюартом. EVA - это простая концепция, которая стала популярной в компаниях по всему миру. Ее смысл сводится к тому, что фирма должна генерировать потоки свободных денежных средств, которые приносят прибыль, превышающую необходимую норму доходности.

Экономическая добавленная стоимость (EVA) - это показатель экономической прибыли. Она рассчитывается как разница между чистой операционной прибылью после вычета налогов (NOPAT) и платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Питер Друкер пишет: «Прибыли нет, пока вы не заработаете сумму, равную стоимости привлечения капитала. Альфред Маршалл сказал это в 1896 году, Питер Друкер сказал это в 1954 и 1973 году, а сейчас концепция EVA систематизировала эту идею, слава Богу». (Друкер, 1998 г.)

Джоэл Стерн сказал: «Мы имеем опыт работы с более чем 400 компаниями мира, для которых выполняли проекты по повышению акционерной стоимости, включая Coca Cola, Goldman Sachs, Credit Suisse и многих других. Отличие EVA от других систем показателей деятельности, таких как чистая прибыль на акцию (EPS), прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации (EBITDA) и прибыль на инвестированный капитал (ROIC), заключается в том, что она оценивает все расходы на ведение бизнеса (как на операционную деятельность, так и на финансирование). Это делает EVA наиболее разумной системой показателей результатов деятельности и одной из наиболее ориентированных на создание акционерной стоимости».

Так почему же EVA настолько популярна?

Стерн утверждает, что преимущество концепции EVA заключается в актуальности показателей. Иными словами, EVA можно определять каждый год или даже каждый месяц, для того чтобы поощрение персонала было привязано к показателям EVA. По словам Стерна, суть концепции состоит в ее посреднической функции. Устанавливая связь между поощрением и показателями деятельности с учетом необходимой акционерам нормы рентабельности, EVA сближает приоритеты сотрудников и руководства. Значительная часть выступления г-на Стерна была посвящена результатам таких мер поощрения. Он добавил: «EVA объединяет вопросы стратегии, финансов, экономики и работы с персоналом».

Он также отметил, что компании с положительными показателями EVA получат признание на рынке и котировки их акций поднимутся соответственно. Эту концепцию он называет рыночной добавленной стоимостью (MVA), которая представляет собой текущую стоимость ожидаемых будущих показателей EVA.

Эндрю Крэнстон, Управляющий партнер КПМГ в России и СНГ, отметил: «Управление стоимостью - достаточно новая концепция для многих российских компаний. Мы рады, что у нас есть возможность сотрудничать с одним из наиболее прогрессивно мыслящих экономистов международного уровня».

Источник: Пресс-служба КПМГ