21 июля 2010 г.

Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты обновленных исследований российского и мирового рынков виртуальных операторов мобильной связи (MVNO). Аналитики и консультанты J’son & Partners Consulting активно участвуют с докладами и презентациями в мероприятиях, посвященных данной тематике, дают многочисленные комментарии в СМИ. Этот пресс-релиз выпущен как по итогам собственных исследований российского и мирового рынка виртуальных операторов, так и по результатам докладов участников на профильных мероприятиях.

MVNO в мире

В начале 2010 г. в мире насчитывалось более 430 активных MVNO. В ряде стран услуги предоставляют десятки виртуальных операторов, например, в США действует 81 MVNO, в Нидерландах – 66, в Германии – 54, в Бельгии – 52, в Великобритании – 44, во Франции – 41, в Австралии – 33. По итогам 2009 года в мире насчитывалось почти 103 млн. абонентов виртуальных операторов. По прогнозам, этот показатель в 2010 году превысит 111 млн человек, что составляет 3,2% от всей абонентской базы сотовых операторов.

MVNO в России

По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2009 года в России абонентская база виртуальных операторов увеличилась в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом и составила около 850 тыс. К середине 2010 г. количество абонентов российских MVNO превысило 1,1 млн (0,5% от числа активных SIM-карт), и, по нашим прогнозам, достигнет к концу года не менее 1,3 млн.

По состоянию на середину 2010 года в России насчитывалось около 10 компаний, которых можно позиционировать как действующие MVNO или pre-MVNO. Крупнейшим по размеру абонентской базы виртуальным оператором является проект «Просто для общения», который по состоянию на конец I полугодия 2010 г. обслуживал более 600 тыс. пользователей (более половины рынка). В четверку лидеров также такие проекты как A-Mobile, «Алло Инкогнито» и Matrix Mobile. Таким образом, расстановка сил на рынке по сравнению с концом 2008 г. существенно изменилась, и в настоящее время на рынке доминируют MVNO-дискаунтеры «Просто» и «A-Мобайл». По мнению J’son & Partners Consulting, в России будут активнее всего развиваться проекты на базе крупнейших розничных сетей. В мае 2010 г. X5 Retail Group N.V., один из крупнейших в России ритейлеров по объемам продаж (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), заключила договор о создании виртуального мобильного оператора на базе сети МТС (через свою дочернюю компанию ООО «ЛэндМаркет»). Первые подключения абонентов в магазинах сетей «Перекресток» и «Карусель» на территории Москвы и Московской области планировалось начать до конца лета 2010 года.
Рыночные доли MVNO/pre-MVNO по абонентской базе в России,

Перспективы

Интерес к MVNO в России не угасает, и довольно большое число компаний заявляли в 2010 г. о планах по созданию подобных проектов. К их числу относятся «Почта России», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Компания ТрансТелеком», «Навигационно-информационные системы» (НИС), «Скай Линк», «Радуга Интернет», Сбербанк России, Orange Business Services и др. Лицензии на «на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи» получили такие компании как «НефтеГазТелеком», «Народный Телеком», «Дельфин Телеком ЕА», «Народный Мобильный Телефон», «Мобильные Медицинские Технологии», «Радиана», «Наша сеть», НИС, «Форатек Коммуникейшн», «ЛэндМаркет», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «КантриКом» и др. Всего с мая 2009 года Роскомнадзор выдал лицензии нескольких десяткам компаний, но большинство из них услуги связи не оказывают. По условиям лицензии дата начала предоставления услуг приходится на 2011-2012 гг. С этого времени J’son & Partners Consulting ожидает более активный рост российского рынка MVNO, который, тем не менее, будет сдерживаться отсутствием прописанного в действующем отраслевом законодательстве требования, обязующего сотовых операторов предоставлять в пользование свою инфраструктуру сторонним компаниям. Мы считаем, что регулятору следует усилить меры, направленные на рост конкуренции в сегменте сотовой связи, обеспечение механизма переносимости мобильного номера (MNP), и создание более благоприятного климата для развития MVNO в России.

Источник: J’son & Partners Consulting