22 июля 2010 г.

ЗАО «Сбербанк Лизинг» и компания Microsoft объявили о завершении проекта автоматизации и создании первого в России целостного полномасштабного решения для лизинга на базе платформы Microsoft Dynamics NAV. Новая система отличается широтой охвата различных функциональных областей и позволяет практически полностью автоматизировать все этапы сделок, включая бухгалтерский и управленческий учеты и управление отношениями с клиентами. Благодаря такой автоматизации, которая полностью консолидирует работу всех подразделений компании на базе единой корпоративной системы, «Сбербанк Лизинг» удалось не только значительно сократить издержки, но и предложить российским заказчикам уникальные лизинговые продукты.

ЗАО «Сбербанк Лизинг» – динамично растущая компания, которая оказывает широкий спектр услуг лизинга в России. Компания имеет широкую региональную сеть, в настоящий момент насчитывающую 26 филиалов, число которых планируется увеличить до 33. В 2010 году компания также планирует выйти на рынок лизинга стран СНГ. В первом полугодии 2010 года была зарегистрирована дочерняя лизинговая компания в Украине. До конца года планируется создать дочерние компании в Беларуси и Казахстане.

«Руководство компании определило автоматизацию как наиболее важную стратегическую задачу для создания стандартизированных продуктов «Фабрики лизинга». Эта сфера бизнеса являлась достаточно новой для российского рынка, и популярные западные программные продукты были не локализованы и мало подходили для ведения управленческого и бухгалтерского учета в России. Поэтому мы начали искать систему для решения своих задач по автоматизации бизнес-процессов. Тщательно проанализировав имеющиеся на рынке предложения от компаний Microsoft, SAP, 1C и ряда других поставщиков, мы остановили свой выбор на Microsoft Dynamics NAV. Возможности этой платформы позволили нам создать первое в России целостное полномасштабное решение для лизинга, которое охватывает все этапы сделки и консолидирует работу всех подразделений компании от курьерской службы до генерального директора на базе единой корпоративной системы», – сказала Алла Абашина, начальник отдела ИТ, ЗАО «Сбербанк Лизинг».

Внедрение Microsoft Navision было проведено в три этапа. В рамках первого этапа, который занял около 2 лет (2004 – 2006 гг.), был внедрен модуль бухгалтерского учета, модуль управленческого учета, некоторые модули документооборота. Также было автоматизировано сопровождение проектов и внедрен модуль CRM.

После окончания первого этапа внедрения в рамках технического задания в компанию «Сбербанк Лизинг» был набран отдел разработчиков, который занимался сопровождением внедренной системы, а также развитием и расширением ее функционала. Помимо роста объемов бизнеса самой компании постоянно появляются новые схемы лизинга, требующие автоматизации. Кроме того, новые потребности бизнеса (например, создание блока визирования, электронное утверждение проектов и т. д.) также требуют автоматизации.

Начавшийся сейчас третий этап внедрения системы связан с новыми стратегическими целями компании на период с 2010 по 2014 г. и утвержденным планом автоматизации.

В настоящее время в «Сбербанк Лизинг» на базе Microsoft Dynamics NAV автоматизированы все процессы бухгалтерского и управленческого учета, debt collection, кадровая модель, создан портал отчетности по МСФО, развивается CRM. Визирование документов, согласование и утверждение проектов, регистрация корреспонденции, работа по резолюциям руководства и т.п. ведутся в электронном виде в Dynamics NAV, что обеспечивает целостность и прозрачность документооборота компании.

В 1-ом квартале 2010 г. запущен в штатную эксплуатацию модуль казначейства, завершена автоматизация программы розничного лизинга, разработаны базовые модули системы риск-менеджмента, проведены мероприятия по улучшению интерфейса и эргономики NAV для удобства работы сотрудников в системе.

К концу 2-го квартала завершилось внедрение универсального бизнес-навигатора лизинговых сделок по работе с полной продуктовой линейкой и блок задач менеджера, который обеспечит методологическую поддержку работы фронт-офиса. Большое значение руководство компании в рамках поддержки управленческих решений придает развитию MIS (Management Information Systems).

Эффективность внедрения новой системы связана, прежде всего, с возможностью сокращения затрат благодаря автоматизации бизнес-процессов компании. Как эффективный количественный показатель внедрения можно рассматривать практическое отсутствие роста численности бухгалтерии компании и крайне малый рост штата бэк-офиса в целом при увеличении объема бизнеса более, чем в десятки раз. Кроме того, благодаря новой системе было устранено дублирование при вводе данных и подготовке отчетности. Данные по сделке теперь вводятся один раз менеджером по работе с клиентами, который работает с данным заказчиком. Затем эти данные на разных этапах сделки передаются в различные подразделения компании: бухгалтерию, службу сопровождения и т.д. Следует отметить, что на предварительном этапе сделки при вводе данных система осуществляет порядка 150 проверок.

За счет использования единой платформы компания сократила время на поддержку различных систем и затраты на проекты интеграции, необходимые в случае наличия нескольких систем. На данный момент в компании успешно реализован проект интеграции Microsoft Dynamics NAV с системой «Клиент-Банк». Благодаря этому пришедшие платежи автоматически распознаются системой и разносятся в системе бухгалтерского учета без ручного участия пользователя.

Существенно сократилось время аудиторских проверок и количество внешних аудиторов компании. Текущие аудиторы компании доверяют системе Microsoft Dynamics NAV, в которой нет возможности умышленного или неумышленного изменения данных вручную.

«В системе автоматизации «Сбербанк Лизинг» на настоящий момент работают около 250 человек в центральном офисе и 26-ти филиалах компании, и мы видим, что эта система хорошо масштабирована. Мы ожидаем, что с переходом на Microsoft SQL Server 2008 ее возможности масштабирования станут практически безграничными. Даже сейчас, при работе всех филиалов на сервере Dynamics NAV, система справляется с нагрузкой: все филиалы работают с системой централизованно, через VPN, без репликации данных», - отметила Алла Абашина.

Среди дальнейших планов компании - продолжение развития системы риск-менеджмента, в том числе создание сводного автоматизированного модуля финансового анализа лизинговой сделки, разработка классификатора и системы оценок портфеля имущества. В перспективе развития компании предусмотрена реализация системы централизованного андеррайтинга проектов. В качестве развития системы debt collection планируется автоматизировать Календарь проблемных активов. Дальнейшее развитие получит CRM компании. Будет существенно модифицирован и расширен блок «Страхование лизинговых сделок». Стратегической задачей определена задача развития MIS. На базе блока «Персонал и Зарплата» разрабатывается портал кадровой службы. Планируется автоматизация блока «Налоговый учет». Дальнейшее развитие получит и программа улучшения интерфейса и эргономики системы. В полном объеме будет создан электронный архив лизинговых сделок. Разрабатываемый справочный портал по работе в системе поможет сотрудникам компании быстрее научиться грамотно работать в корпоративной информационной системе Microsoft Dynamics NAV.

«Мы гордимся тем, что такая крупная динамичная компания, как «Сбербанк Лизинг», выбрала для автоматизации решение на базе Microsoft Dynamics NAV. Развернутую в компании систему по праву можно назвать уникальной, так как она учитывает лучшие мировые практики автоматизации предприятий и одновременно полностью соответствует требованиям российского законодательства в области бухгалтерского и управленческого учетов», – сказал Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России.

Источник: Пресс-служба Microsoft