1 октября 2010 г.

Как мы и обещали*, начинаем публикацию материалов, не вошедших в специальный выпуск СRN/RE № 4(60)/2010.

В процессе подготовки номера, посвященного состоянию дел на ИТ-рынках российских регионов, мы опирались на мнения большого количества респондентов. ИТ-ландшафт  того или иного крупного российского города мы рассматривали с учетом  общеэкономического положения регионов (в данном случае, под регионом понимается не один город, а весь федеральный округ).

Выражаем искреннюю благодарность Владимиру Карпачеву, заместителю генерального директора ЗАО «Орбита» (Краснодар), подготовившему для нас материал о проблемах и перспективах развития промышленного комплекса Южного федерального округа, а также о состоянии и мерах по развитию информационного общества в регионах округа.

Сначала об общеэкономической ситуации. Кризисные явления в экономике России оказали менее сильное влияние на промышленность Южного федерального округа, чем на  большинство регионов Центральной России, Приволжского федерального округа, Урала.

Объясняется это следующим. Во-первых, незначительными масштабами промышленного производства в округе (его спад пришелся на 90-е годы прошлого века).  Во-вторых, структурой обрабатывающего  сектора. В регионе преобладает пищевая промышленность (в том числе производство  напитков  и табака) и производство нефтепродуктов, а удельный вес металлов и металлоизделий невелик. Наконец, в ЮФО довольно большое место занимает сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Этот фактор играет важную стабилизирующую роль.

Тем не менее, при более детальном рассмотрении в промышленности отдельных регионов можно найти немало «болевых точек».

Основными проблемами округа считаются: высокая  степень износа основных производственных фондов; низкий уровень использования производственных мощностей; несоответствие современным стандартам технического и технологического оснащения; недостаточный спрос на выпускаемую продукцию и, как следствие, трудности ее сбыта; нерентабельность производства; недостаток оборотных средств; недоступность для предприятий кредитных ресурсов, необходимых для производства конкурентоспособной продукции; высокие процентные ставки и малые сроки кредитования; ограничения, затрудняющие оформление субсидий на погашение части процентной ставки, предусмотренных законом; снижение объемов государственных заказов, размещаемых на предприятиях; дефицит квалифицированных работников.

Особую озабоченность вызывает состояние нефтекомплекса Юга России. Ситуация осложняется высоким уровнем «выработанности» месторождений округа и тяжелыми эксплуатационными условиями (труднодоступный горный рельеф, большие глубины залегания и т.п.). Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых без учета степени выработанности месторождений и значительный рост налоговой ставки по сравнению с 2005 г., лишило предприятия возможности расконсервировать скважины и поддерживать прежний уровень добычи нефти.

Учитывая масштабы производства и занятости, можно сказать, что основные очаги напряжённости – предприятия обрабатывающей промышленности Волгоградской и Ростовской областей. В этих регионах серьёзные проблемы отмечаются в машиностроении (сельхозмашиностроение, производство подшипников), химической промышленности, чёрной и цветной металлургии, производстве строительных материалов. В непростой ситуации находится и автомобильное производство Ростовской области. В условиях кризиса вновь обострились хронические «болезни» угольной промышленности.

Инвестиционный спад, наметившийся в I квартале, в перспективе может индуцировать и новую волну спада промышленного производства. Поэтому, важнейшим стабилизирующим фактором могут стать централизованные инвестиции, и, в первую очередь, финансирование действующих федеральных целевых программ, а также получение предприятиями госзаказов. Для ЮФО такими первоочередными программами должны стать программы развития атомной и гидроэнергетики.

Однако, в связи с сокращением бюджетных доходов и переходом на режим работы в условиях бюджетного дефицита, предприятиям и региональным руководителям  необходимо удвоить усилия по привлечению частных инвестиций и максимальному стимулированию активности малого бизнеса в сфере промышленного производства.

В условиях, когда влияние последствий финансового кризиса на промышленный комплекс Юга России все еще ощутимы, большое значение приобретают расширение мер государственной поддержки на региональном уровне, а также разработка региональных программ органами исполнительной власти субъектов РФ, расположенными в пределах ЮФО.

Среди предпринимаемых в настоящее время мер можно отметить следующие.
- В Волгоградской области создана и функционирует комиссия по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы региона, разработан план мероприятий, в рамках которого осуществляется координация деятельности комитетов и управлений администрации области, а также хозяйствующих субъектов.Осуществляется еженедельный мониторинг социально-экономической ситуации в области, в котором отражается положение дел в реальном секторе экономики и на отдельных промышленных предприятиях.Сформирован список 35 системообразующих организаций, входящих в крупные холдинги и компании. Кроме того, определены 35 предприятий регионального значения, за деятельностью которых ежемесячно осуществляется мониторинг. Результаты «наблюдений» направляются в Министерство регионального развития РФ.

В рамках поддержки предприятий и организаций на региональном уровне принят ряд дополнительных нормативно-правовых актов, предусматривающих формы государственной поддержки предприятий, расположенных на территории Волгоградской области, определен порядок предоставления (из областного бюджета) средств на субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным промышленными предприятиями в российских кредитных организациях.

В областной реестр инвестиционных проектов включено 49 проектов. Отметим, что в соответствии с областным инвестиционным и налоговым законодательством, предприятиям, имеющим эффективные инвестиционные проекты и включенным в областной реестр инвестиционных проектов, предоставляются (из средств областного бюджета) налоговые льготы, государственные гарантии и т. п.

- В Ростовской области, в рамках реализации «Программы социально-экономического развития Ростовской области на 2008–2012 годы», осуществляются мероприятия по повышению качества и надежности предоставления услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения потребителям. Кроме того, было налажено серийное производство самолета Бе-200 (ОАО «ТАНКТ им. Бериева», ОАО «ТАВИА»), на ОАО «Ростсельмаш» создаются производственные мощности по выпуску зерноуборочных комбайнов «Acros-530», реализуются мероприятия, направленные на модернизацию пищевых производств.

В условиях финансового кризиса в Ростовской области под руководством губернатора была создана и работает «Комиссия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития области». Деятельность ее ведется по основным направлениям, координацию которых осуществляют рабочие группы.  Утвержден «План действий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона». В соответствии с этим документом осуществляется мониторинг ситуации, и по результатам которого принимаются решения о дальнейших действиях.

На территории области ведется активная работа по сопровождению реализации инвестиционных проектов. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, перед областной и муниципальной властью поставлена задача по организации эффективной работы с проектами, вводимыми в эксплуатацию в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса.

Одним из направлений совместных действий Федерального правительства и областной администрации, направленных на стабилизацию финансово-экономического состояния предприятий, стала работа по уменьшению кредиторской задолженности предприятий - участников исполнения постановления Правительства РФ «О порядке проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом предприятий ОПК».

Правительством приняты меры по поддержке сельхозмашиностроения, в том числе по стимулированию платежеспособного спроса, защите рынка методом таможенного регулирования, субсидированию процентной ставки по привлеченным кредитам. В рамках поддержки отечественного сельхозмашиностроения,  Ростсельмашем были получены средства по линии «Росагролизинг».

В соответствии с областным законом «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», различные формы региональной поддержки предоставляются (за счет областного бюджета) хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в шахтерских территориях.

Отметим, что в ближайшей перспективе основу промышленности на юге страны, по-прежнему, будут составлять переработка сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов, добыча и переработка нефти и газа, машиностроение и металлургия, энергетика. Однако уже сегодня необходимо задумываться о модернизации промышленности ЮФО и проектировать ее будущие контуры.

Выход из кризиса должен сопровождаться структурными изменениями в сторону наукоёмких видов промышленной деятельности с высокой добавленной стоимостью. Уже сейчас такие перспективные производства должны не только выявляться, но и получать приоритетную поддержку со стороны государства.

А теперь вернемся к вопросу о текущем состоянии, так называемого,  информационного общества в регионах Южного федерального округа и о мерах, принимаемых местными властями, для его развития.

Вопросы развития информационного общества нашли свое отражение в «Стратегии обеспечения национальной безопасности» (утверждена главой государства в 2009 г.) и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.». И, конечно же, в этой связи надо вспомнить документы, принятые ранее: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», «Концепция региональной информатизации» (на ее основе принята типовая программа использования и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в субъектах Российской Федерации) и «Концепция развития электронного правительства» (принята в мае 2008 г.).

Обсуждению вопросов внедрения электронного правительства на федеральном и региональном уровнях, а так же приоритетам развития информационного общества на 2010-2011 годы было посвящено совместное заседание (декабрь 2009 г.) Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.

Основным инструментом перехода на оказание услуг в электронном виде в 2010 г. останется федеральная целевая программа «Электронная Россия». А в 2010–2011 годах приоритетной должна стать долгосрочная целевая программа «Информационное общество». Ее первоочередная цель - формирование электронного правительства и устранение цифрового неравенства в регионах.

По данным Минкомсвязи России, на начальном этапе до 2012 года на финансирование мероприятий, вошедших в план реализации «Стратегии развития информационного общества» (всего включает 117 мероприятий), из бюджетов разных уровней планируется выделить 152 млрд. руб. В том числе около 40 млрд. руб. – из региональных бюджетов. В дальнейшем, для реализации плана, дополнительно понадобится еще 12-15 млрд. руб.

В регионах Южного федерального округа с 2001 г. проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности технологий государственного управления и администрирования путем внедрения ИКТ. С 2008 г. разрабатываются соответствующие программы, стандарты и регламенты оказания электронных государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам.

По состоянию на начало текущего года, концепции информатизации регионов разработаны и утверждены в Волгоградской и Астраханской областях. Разработан проект концепции в Республике Адыгея, разработка подобного документа ведется и в Краснодарском крае.

Региональные программы информатизации утверждены в: Республике Адыгея , Краснодарском крае , Астраханской области  и Ростовской  областях. В Волгоградской области разработана и утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение развития комплексной информационной системы «электронное правительство Волгоградской области» и выполнения отдельных мероприятий в сфере информатизации Волгоградской области (2009-2011 годы)».

В 2008 году утверждены планы мероприятий по реализации Стратегии развития информационного общества в Краснодарском крае и Астраханской области. На основе формы, разработанной Минкомсвязи России, подготовлен к утверждению проект плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Волгоградской области.

В 2008-2009 г.г. в регионах Южного федерального округа шла реализация 33 проекта в сфере государственной и общественной информатизации, в том числе в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Так, в рамках ФЦП «Электронная Россия», в Краснодарском крае и Ростовской области в 2007-2008 г.г. отрабатывалось и внедрялось типовое программно-технического обеспечение региональной системы мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов и социально-экономического развития на территории субъекта РФ (региональный сегмент Государственной автоматизированной системы «Управление»).

В целом, на реализацию указанных проектов в сфере информатизации из региональных бюджетов было выделено более 1,2 млрд. руб., а из федерального бюджета – около 100 млн. руб.

Так, на реализацию проектов в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в указанный период из бюджета Республики Адыгея было выделено более 30 млн. руб.. В результате, в 2009 г. в столице республики была начата опытная эксплуатация первой очереди аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», введен в эксплуатацию информационно-технологический комплекс для автоматизации системы льготного лекарственного обеспечения населения республики и др.

В 96 населенных пунктах Республики Калмыкия произведена установка пунктов коллективного доступа в Интернет. Ведется разработка электронного медицинского регистра населения Республики Калмыкия.

В Краснодарском крае в 2009 г. из регионального бюджета выделено 85 млн. руб. на оснащение программным обеспечением законодательного и исполнительных органов власти, а так же на создание защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти края. В целом в 2008-2009 г.г. на реализацию проектов в сфере ИКТ из краевого бюджета было выделено 285 млн. руб..

В 2009 г. на выполнение проекта по внедрению системы электронного документооборота в органах государственной власти Астраханской области из средств отраслевой целевой программы «Информатизация Астраханской области» было выделено 2,3 млн. руб..

В рамках государственного проекта «Предоставление универсальной услуги связи с использованием универсальных таксофонов» на территории Волгоградской области произведена установка 1555 универсальных таксофонов. На реализацию данного проекта были получены субвенции из федерального бюджета в объеме 18 млн. руб.. Кроме того, на территории области ведутся работы по созданию единого информационного пространства органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе внедрения комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области». На эти цели из бюджета Волгоградской области в 2008-2009 г.г. выделено около 88 млн. руб.

В Ростовской области в 2009 г. выполнены работы по созданию системы видеоконференцсвязи, электронного документооборота «Дело», пилотных зон по подключению администраций сельских поселений области к корпоративной сети телекоммуникационной связи и другие проекты. На их реализацию в 2008-2009 г. г. из бюджета Ростовской области и местных бюджетов было выделено более 410 млн. руб..

Несмотря на большой объем выполненных работ в сфере государственной и общественной информатизации, на данном этапе реализации Стратегии развития информационного общества в ЮФО, необходимо активизировать деятельность органов государственной власти в ряде субъектов региона.

Следует отметить, что по итогам вышеупомянутого совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, Президент РФ рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить в срок до 1 июня 2010 г. планы мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте на трехлетний период.

При разработке трехлетних программ, в первую очередь должны быть учтены такие особенности региона, как степень готовности к формированию информационного общества (прежде всего, с точки зрения нормативно-правового обеспечения); уровень развития инфраструктуры, системы управления информатизацией органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; уровень подготовки кадров, доступность и готовность населения к использованию информационных технологий.

Вместе с тем, следует отметить, что проблема «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах ЮФО, существует, в том числе и на уровне федерального округа.

По информации органов исполнительной власти регионов округа, (по состоянию на начало 2010 г.), этот разрыв довольно приличный. Так, если в Краснодарском крае пользователями интернета являются около 22% населения, в Ростовской области - около 19%, то в Республике Калмыкия этот показатель не превышает 3%. В Волгоградской области и Республике Адыгея ситуация немного лучше -  8%, но, это более, чем в три раза, ниже значения этого показателя в среднем по России. Следует отметить, что в Астраханской области 5,6% населения, имеют доступ к сети Интернет по широкополосным каналам, а это выше среднероссийских значений (пять широкополосных подключений на 100 чел).

По данным Росстата, в 2008 г. охват населения регионов Южного федерального округа телевизионным вещанием составлял 98,7%, что ниже общероссийского уровня (99,4%). Хуже всего дела обстоят в Астраханской области (97,9%), Республике Калмыкия (98,1%) и Республике Адыгея (98,3%). И только в Волгоградской и Ростовской областях телевизионным вещанием охвачены 100% населения.

Удельный вес ёмкости электронных станций в общей ёмкости АТС в сельской местности в Республике Адыгея (26,9%) и Волгоградской области (28,1%) почти в два раза ниже среднероссийского уровня (49,9%), а в Ростовской области – в 1,3 раза.

Менее 50% организаций (без субъектов малого предпринимательства) в республиках Адыгея и Калмыкия, а также в Волгоградской области используют в работе локальные вычислительные сети (среднероссийский показатель -56,4%).

Только в Краснодарском крае и Астраханской области количество организаций, имеющих веб-сайты, превышает показатель в среднем по стране (21,3% и 20,6% против 19,8%, соответственно).

По данным Росстата, во всех регионах Южного федерального округа в 2008 г. число персональных компьютеров, в том числе имеющих выход в Интернет, на 100 работников организаций не превышало среднероссийского уровня. В России на 100 работников организаций в среднем приходится 29 ПК (в том числе 11 — с выходом в Интернет), а в регионах ЮФО – 25 ПК (из них с выходом в Интернет только восемь).

В субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах ЮФО, по состоянию на начало 2010 г. действует более 10 удостоверяющих центров электронной цифровой подписи, используемых для организации юридически значимого документооборота в интересах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в большинстве регионов Юга России доля электронного документооборота между органами государственной власти от общего объема документооборота составляет менее 7,5%. Наибольшую степень готовности (свыше 90%) к организации межведомственного электронного документооборота демонстрируют Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Следует отметить, что одним из сдерживающих факторов в организации межведомственного электронного документооборота, наряду с техническими возможностями, является отсутствие достаточной организационно-правовой основы для его осуществления.

Снижение уровня «цифрового неравенства» затрудняется следующими факторами: отсутствие эффективной системы управления информатизацией на межотраслевом уровне; несогласованность ведомственных, федеральных и региональных программ; организационные сложности при проведении мероприятий в органах местного самоуправления; использование большого количества разнородных ресурсов и систем, а, зачастую, и невозможность оперативного информационного взаимодействия; слабое развитие инфраструктуры в регионах; отсутствие необходимых средств связи и телекоммуникаций; высокая стоимость программно-технических средств и доступа к интернету; недостаток на госслужбе квалифицированных кадров в сфере ИКТ, а так же недоступность информационных услуг для значительной части населения и низкая компьютерная грамотность.

Вместе с тем, в регионах созданы и функционируют Советы и Комиссии по вопросам развития ИКТ. Однако отдельный уполномоченный орган государственной власти по информатизации региона выделен только в Астраханской , Волгоградской  и Ростовской областях . В Краснодарском крае координационная работа по вопросам информатизации региона на уровне органов исполнительной власти края проводится департаментом по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В Республике Адыгея – отделом информатизации и связи Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея. В Республике Калмыкия за это направление отвечает соответствующее управление Министерства территориального развития республики.

Следует отметить, что далеко не в каждом региональном органе власти и органе местного самоуправления определено ответственное лицо по вопросам внедрения и эффективного использование ИКТ, межведомственных информационных ресурсов, выполнения мероприятий по оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде и другим вопросам. Очевидно, что система управления информатизацией органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах ЮФО, требует совершенствования.

На федеральном уровне уже в декабре 2009 г. распоряжением Правительства Российской Федерации создан Совет главных конструкторов по использованию ИКТ в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Председателем Совета назначен Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Кроме того, на федеральном уровне определена система мониторинга эффективности использования ИКТ и информационных ресурсов в органах государственной власти и государственном секторе экономики.

Возможно, внедрение подобной системы мониторинга эффективности использования ИКТ и создание Советов главных конструкторов по использованию ИКТ в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, необходимо и в регионах Южного федерального округа. Полагаем, что работа этого органа позволит устранить дублирующиеся функции информационных систем разных органов госвласти и сэкономить на автоматизации их работы, а так же будет способствовать созданию единой технологической политики в регионе и прикладных решений в интересах госорганов и органов местного самоуправления.

Необходимо ускорить утверждение (на федеральном уровне) типового проекта «Электронный регион» и рекомендаций субъектам Российской Федерации по его реализации. Но, при этом необходимо учитывать предложения регионов по реализации мероприятий, направленных на развитие информационного общества и формирование электронного правительства, в том числе за счет средств федерального бюджета.

Трудно оценить те совокупные издержки, которые несёт сейчас государство, предоставляя госуслуги в существующем формате. Неслучайно в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечена необходимость создания в течение ближайших двух лет не менее 60 ключевых государственных услуг в электронной форме. В тоже время степень готовности регионов нашего федерального округа к оказанию госуслуг в электронной форме пока не высока.

Так, по информации органов исполнительной власти, по состоянию на ноябрь 2009 г. доля объема госуслуг, состав которых определен законодательством Российской Федерации, реализуемых органами государственной власти с использованием ИКТ, в общем объеме услуг составляет от 10% (в республиках Адыгея и Калмыкия) до 40% (в Краснодарском крае и в Астраханской области).

По информации Института развития информационного общества (г .Москва) за прошлый год, в регионах Южного федерального округа слабо развиты интерактивное, сетевое и, особенно, транзакционное присутствие органов исполнительной власти в сфере предоставления государственных услуг через веб-сайты. Большинство субъектов Южного федерального округа, по оценке веб-представительств, находятся в первой трети рейтинга субъектов Российской Федерации (Волгоградская и Астраханская области, Краснодарский край и Ростовская область). Республики Адыгея и Калмыкия занимают места во второй половине рейтинга.

В итоговом сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2008 г., составленном Институтом развития информационного общества, 21 позицию в рейтинге занимает официальный сайт администрации Ростовской области. Официальные сайты администраций Краснодарского края и Волгоградской области, а также сайт правительства Астраханской области занимают в рейтинге соответственно 41, 46 и 48 позиции из 83. По оценке Института развития информационного общества в 2008 г., степень открытости официального сайта правительства Республики Калмыкия одна из самых низких в стране (77 позиция).

В 2009 г. в итоговом рейтинге информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации для представления информации о размещении государственных заказов только в трех регионах округа уровень коэффициента информационной доступности оценен выше, чем 50% (Ростовская область - 76,1%, второе место в общероссийском рейтинге; Волгоградская область - 62,5%, 28 место; Республика Адыгея - 53,3%, 41 место). Сайты органов государственной власти Краснодарского края и Республики Калмыкия занимают 73 и 83 позиции соответственно.

Очевидно, что предстоит  большая  работа по  определению приоритетов  в предоставлении госуслуг в электронном виде, в том числе по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Справочно (по состоянию на конец 2009 года):
В настоящий момент, для граждан в регионах доступны через Интернет следующие основные услуги органов власти:
- подача декларации о доходах с уведомлением (во всех субъектах округа);
- услуги по поиску работы, предоставляемые государственными службами занятости (во всех субъектах округа);
- оформление заявлений на выплаты из социальных фондов (Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области);
- подача заявлений на выдачу персональных (паспорт, водительские права и др.) документов (Краснодарский край, Астраханская и Волгоградская области);
- подача запросов по актам гражданского состояния (Республика Калмыкия, Астраханская и Ростовская области);
- подача заявлений на выдачу разрешений на строительные и другие работы (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области).

Для хозяйствующих субъектов доступны в сети Интернет следующие услуги органов власти:
- выплаты в фонды социального страхования (республики Адыгея и Калмыкия, Астраханская и Ростовская области);
- информирование о доходах и т.п. (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области);
- регистрация (перерегистрация) новой компании (Республика Адыгея и Волгоградская область);
- предоставление информации в статистические органы (Республика Калмыкия, Краснодарский край и Волгоградская область);
- госзакупки (во всех субъектах округа).

* https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=43756

Источник: Владимир Карпачев, заместитель генерального директора ЗАО «Орбита» (Краснодар) для СRN/RE