9 марта 2011 г.

Офис почти опустел из-за эпидемии гриппа и ОРВИ, а менеджеры настойчиво пытаются выполнить рабочие планы. Эта картина повторяется ежегодно, подтверждая, что опыт позволяет нам ошибаться гораздо увереннее.

Ведь большинство российских компаний не имеет внятной корпоративной политики относительно поведения сотрудников в период роста заболеваемости. А все превентивные меры ограничиваются вакцинацией – нередко запоздалой.


Болезненные убытки

Очередная эпидемия продемонстрировала свои рекорды. Согласно данным Департамента здравоохранения столицы, в конце января – начале февраля еженедельно гриппом и ОРВИ заболевало около 160 тыс. горожан. Сейчас острый период уже позади, но в отдельных офисах то и дело отмечаются локальные вспышки эпидемии. Поэтому самое время найти способы снизить риск потери работоспособности офиса, а заодно определиться, как мы будем встречать грипп в следующем году.

«К сожалению, кризис заставил работодателей сильно сократить социальные программы, особенно направленные на поддержание здоровья сотрудников. И восстанавливаются они крайне медленно. Так, пока систему ДМС вернуло не более 15-20% работодателей», – замечает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра «ЮНИТИ».

На самом деле здоровье сотрудников – это вопрос не исключительно социального характера. По мнению Алексея Яковлева, председателя Национального общества промышленной медицины, во время эпидемии компания несет вполне реальные экономические убытки. И производственные потери из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте по болезни составляют в среднем 68-77% от совокупных затрат предприятия, возникающих из-за роста заболеваемости гриппом. Поэтому эксперты советуют рассматривать предупредительные меры не только как заботу о сотрудниках, но и как возможность уменьшить риски компании.

Как показывает статистика, ежегодная эпидемия «отнимает» силы у 20%, а в худшем случае и у 60% сотрудников, снижая общую эффективность работы фирмы. Эти данные никак не вписываются в цифры квартальных и уж тем более годовых планов организаций, требующих существенного роста показателей.

«Чтобы работа не стояла, мы стараемся организовать замещение должностей за дополнительное вознаграждение, – делится опытом Светлана Черняк, директор по персоналу компании “ПРОПЛЕКС” (российский производитель оконного ПВХ-профиля). – Например, если отсутствует один из бухгалтеров, мы передаем часть его функций другому специалисту за соответствующую доплату. Однако если заболело большинство сотрудников, то оставшаяся часть персонала, конечно, не сможет обеспечить высокую производительность труда. В худшем случае люди также могут заболеть, но уже на почве усталости и ослабления организма».

Cила одного укола

Пока единственная используемая мера предотвращения массового заболевания сотрудников – прививка. По данным эксперта кадрового центра «ЮНИТИ», все большее число компаний проводят по осени вакцинацию против гриппа. Инициатива не очень разорительна для компаний – стоимость услуг медицинских организаций в зависимости от численности персонала и применяемого препарата составляет от 150 до 500 рублей на человека. По мнению Алексея Яковлева, выделение средств на вакцинирование примерно на 30-40% выгоднее, чем совокупные затраты на оплату больничного или замену заболевшего сотрудника. Он приводит пример расчета, подтверждающего экономическую эффективность профилактических мер: «В коллективе из 9 тысяч человек прививку от гриппа сделали 5,5 тысяч работников (около 61%). При этом коэффициент эффективности вакцинации составил 78,5%. А затраты на одного непривитого больного оказались на 18% выше, чем на привитого (что связано с более тяжелой формой болезни и более частой (в 3 раза) регистрацией осложнений в последней группе). Получается, что при 10%-ном уровне заболеваемости в коллективе работодатель сэкономил 3 рубля на каждый вложенный в вакцинацию рубль».

Казалось бы, выгода налицо, но исследование Минздравсоцразвития РФ показало, что прививки как способ профилактики используют лишь 10,7% респондентов (при этом 44,7% вообще никак не защищают себя, а витаминами и закаливанием спасаются 33,4%). Данные осеннего опроса работодателей Исследовательским центром SuperJob.ru также не говорят об активном участии компаний в вакцинации: делают прививки сотрудникам лишь 37% отечественных трудовых организаций. Это значит, что 63% организаций осознанно идут на риск снижения эффективности работы своей компании на осенне-зимний период.

Разрешение на лечение

Надо заметить, что большинство работодателей сами стимулируют эпидемию. Ведь любой сотрудник, читая в условиях «трудоустройство по ТК», понимает, что на самом деле там написано «больничные не приветствуются». Поэтому и ходит на работу в любом состоянии. В то же время некоторые руководители совершенно спокойно допускают присутствие больных в офисе, стремясь удержать производительность компании на должном уровне. Однако эффект оказывается совершено противоположный.

«Совершенно недопустимо поощрять выход на работу больного гриппом или ОРВИ. Если в первые несколько дней после выздоровления работоспособность сотрудника снижается на 60%, то во время болезни производительность еще меньше. Нарушение режима больничного листа чревато более длительным выздоровлением, а нередко и осложнениями. Наконец, заболевший, как источник инфекции, способен вывести из строя одновременно большую часть коллектива, что также чревато существенными издержками для работодателя, – считает Алексей Яковлев.

Недавний пример. Молодая девушка-переводчик в первый свой рабочий день в представительстве иностранной компании выглядела неважно, чем вызвала сочувствие сотрудников офиса, желавших поддержать новичка... В течение следующих трех дней все сердобольные коллеги, носившие ей чай, слегли с температурой и сильным кашлем. Офис неделю практически не работал.

«Понять девушку можно, – считает Ольга Горюнова. – Сказаться больным в первый день в новой компании – «отличный» способ продемонстрировать свое несерьезное отношение к работе. В таких случаях ответственность лежит на непосредственном руководителе, который, заметив недомогание сотрудника, должен отправить его домой. Но для того чтобы у менеджера не возникало сомнений в правильности своего решения, лучше разработать соответствующие корпоративные правила, действующие во время роста заболеваемости».

Рассуждая о том, какие меры позволили бы людям сознательно в период болезни не посещать работу, Светлана Черняк соглашается, что главное – официальное разрешение руководителей отпускать заболевших домой. К сожалению, судя по тому же опросу SuperJob.ru, такие способы предотвращения распространения болезни в офисе, как «Моральное давление на работников, имеющих явные признаки недомогания, с целью выдворения их из офиса для лечения на дому» или «Заболевших отправляем домой», используют лишь 5% работодателей.

Домашний труд

«В нашей компании принципиальная позиция: заболел – лечись дома! – рассказывает Лариса Новикова, генеральный директор группы компаний Kerama Marazzi. В качестве одного из решений проблемы она предлагает позволять сотрудникам работать удаленно. «Например, у нас такую возможность имеют почти все специалисты, кроме персонала на заводе. Даже при высоком уровне автоматизации наших производств все-таки есть необходимость присутствия человека», –замечает эксперт.

«Особенности работы позволяют нам активно практиковать удаленное сотрудничество с авторами, дизайнерами, рекламными агентами. Мы общаемся по телефону, с помощью электронных писем и программ мгновенных сообщений, – говорит Наталья Королькова, начальник отдела кадров издательской компании “Мегаполис”. – В офис они приезжают всего несколько раз в месяц, чтобы оформить необходимые документы и получить зарплату. И даже постоянные наши сотрудники могут в период болезни, не прерывая рабочий процесс, осуществлять полноценную работу».

Однако, по словам эксперта кадрового центра «ЮНИТИ», разрешать своим сотрудникам работать удаленно готовы лишь немногие руководители. «В России данное решение непопулярно, поскольку уровень трудовой дисциплины не позволяет гарантировать, что работники дома будут действительно выполнять свои обязанности, – говорит Ольга Горюнова. – И совершенно невозможно использовать этот способ для сотрудников, которым нужно согласовывать документы, обсуждать оперативные вопросы. Для них важно присутствие в офисе. Удаленная работа часто сопряжена с техническими трудностями: например, если для ее выполнения постоянно необходим доступ к корпоративным информационным ресурсам».

Все средства хороши

В дополнение к основным мерам борьбы с  распространением вирусов и инфекции по офису есть целый набор мер, применение которых компании также могут включать в свою корпоративную политику.

«Учредители нашей организации – это люди, которые очень скрупулезно относятся к состоянию здоровья, – рассказывает Наталья Королькова. – Поэтому мы уделяем этому вопросу внимание круглый год. Штатным сотрудникам компания предоставляет возможность посещать фитнес-центр, выделяются средства на витамины, фрукты».

Светлана Черняк советует приобрести специально для офиса медицинские маски: «Если заболевший “трудоголик” все же ходит на работу, с их помощью мы стараемся защитить коллег от вируса. Также компания закупила медикаменты, которые помогают поддержать сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Почувствовав первые симптомы простуды, сотрудник может выпить лекарство в целях профилактики».

Надо заметить, что врачи особо подчеркивают эффективность последней меры. В частности, д.м.н., профессор Александр Чучалин, академик РАМН, директор ФГУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, в своем выступлении на «круглом столе» «Респираторные вирусные инфекции – глобальная проблема» заметил, что с самых первых часов развития заболевания больной должен получить противовирусный препарат. «Лекарственное окно», то есть то время, в течение которого препарат максимально эффективен, при гриппе совсем небольшое (через 48 часов от начала болезни принимать их уже менее эффективно), но раннее начало лечения многократно повышает шансы больного на выздоровление.

В торговых центрах тоже есть свои довольно действенные меры задержания распространения болезни. Как рассказал Николай Бураков, менеджер «Магазина сантехники на Щелковском шоссе», каждый сотрудник проинформирован об эпидемии и обязан следить за своим здоровьем. «Мы в течение дня контактируем с различными людьми, общаемся, знакомим с ассортиментом. Поэтому у нас в торговом зале установлено несколько очистителей воздуха с функцией ионизации», – рассказывает он.

Часто эпидемия гриппа и ОРВИ распространяется стремительно, как пожар. Поскольку совсем избежать проникновения вирусов в офис нельзя, то необходимо хотя бы минимизировать ущерб от них. Для этого нужны четкие инструкции и набор специальных «средств защиты» на период роста заболеваемости, чтобы, как при пожаре, любой сотрудник знал, как ему локализовать «очаг возгорания» инфекции.

Источник: Кадровый центр «ЮНИТИ»