21 июня 2011 г.

Национальный исследовательский университет – Московский физико-технологический институт продолжает внедрение инновационных форм обучения. Консультанты компании IBS модернизировали действующую в вузе лабораторию Сложных организационно-технологических систем (СЛОТС).

Межкафедральная учебно-научная проектная лаборатория СЛОТС обеспечивает эффективную ИТ-поддержку образовательных программ Факультета информационных бизнес-систем МФТИ.

В составе лаборатории работают:
- Лабораторно-моделирующий комплекс технических средств обучения – предназначен для проведения исследований и обеспечения образовательного процесса;
- Лабораторно-вычислительный комплекс технических средств обучения – обеспечивает формирование и развитие информационных ресурсов для образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также межвузовского сетевого взаимодействия.

В будущем лаборатория СЛОТС станет обслуживать интересы и других факультетов МФТИ, осуществляющих целевую подготовку студентов по таким приоритетным направлениям как информационные технологии, телекоммуникационные технологии, суперкомпьютеры, прикладное математическое моделирование, при этом ориентированным на современную бизнес- и управленческую практики.

Использование СЛОТС позволяет разрабатывать и внедрять в образовательный процесс практико-ориентированные учебно-методические комплексы для целевой подготовки будущих специалистов предприятий российской экономики. В ходе обучения студенты изучают специализированное программное и аппаратное обеспечение, применяемое их потенциальными работодателями. В частности, в состав лаборатории СЛОТС входят ИТ-решения, позволяющие вести исследования по направлениям системной архитектуры, системного анализа, управленческого консалтинга в области сложных организационно-технологических систем.

В 2010 году вуз инициировал работы по модернизации лаборатории СЛОТС, к которым в качестве генподрядчика была привлечена компания IBS, имеющая значительный опыт решения ИТ-задач ведущих российских вузов.

В рамках проекта руководство МФТИ поставило перед консультантами следующие задачи:
- Развитие научно-исследовательской инфраструктуры по направлению информационные технологии, телекоммуникации и прикладное математическое моделирование;
- Внедрение новых технологий обучения с применением инновационных форм, включая, практико- и проектно-ориентированные формы;
- Обеспечение целевой подготовки студентов для предприятий российской экономики с изучением информационных систем и оборудования, использующегося у работодателя.

В процессе решения этих задач специалисты Департамента по работе со сферой образования IBS доработали и модернизировали учебно-методические материалы и кейсы лаборатории СЛОТС в соответствии с учебными программами, читаемыми слушателям Факультета информационных бизнес-систем (ФИБС). Также внедрён ряд новых специализированных программных продуктов для освоения студентами: IBM SPSS Statistic 19, IBM Cognos 8 Planning, IBM Cognos 8 Business Intelligence, GPSS World, AnyLogic, Simul Train, Business Studio.

По оценке заведующего учебно-научной проектной лабораторией Сложных организационно-технологических систем МФТИ Сергея Наумовича Брускина, «Проделанная работа позволит нам организовать в стенах факультета ФИБС подготовку высококвалифицированных специалистов,  умеющих применять новейшие информационные технологии в своей предметной области. Как следствие, такие специалисты будут лучше адаптироваться к научно-исследовательской работе в условиях глобального информационного общества, смогут воспринимать вызовы времени, генерировать новые идеи и реализовывать их на практике».

Руководство МФТИ считает также важным то, что существующий комплекс технических средств обучения можно в дальнейшем совершенствовать с учётом специфики не только факультета ФИБС, но и всего университета.

Так, предполагается развитие СЛОТС по следующим направлениям:
- Разработка новых учебно-лабораторных комплексов, содержащих учебно-методические материалы и кейсы;
- Доработка и модернизация учебно-методических материалов и кейсов, разработка на их основе учебно-методических комплексов дисциплин и рабочих программ дисциплин, внедрение их в учебный процесс;
- Использование разработанных учебно-лабораторных комплексов и учебно-методических комплексов дисциплин в качестве лабораторий для общесистемных дисциплин как на факультете ФИБС, так и в МФТИ в целом;
- Дальнейшее внедрение специализированных программных приложений для подготовки студентов других специальностей, направлений, факультетов.
- Тиражирование учебно-лабораторных комплексов решений.

Также с целью поддержки инновационных форм обучения в вузе создана подсистема лаборатории многофункционального спутникового ХАБа. В рамках работ по её созданию 25 апреля 2011 года подрядчик IBS – ЗАО «Радиокомпания «Вектор» – произвёл монтаж антенны Ku-диапазона диаметром 7,3 метра на крыше главного корпуса НИУ МФТИ.

В данный комплекс современного высокотехнологичного оборудования входят антенна и ряд поддерживающих систем. Система антиобледенения, состоящая из 22-х тепловых пушек, позволит даже в самые лютые морозы и сильнейшие снегопады содержать антенну в стабильном  и работоспособном состоянии. Благодаря системе моторизации антенна способна в автоматическом режиме произвести точную настройку на спутник по 3-м углам для обеспечения высоких уровней сигнала на приём и на передачу, а система автосопровождения позволит поддерживать стабильность этих уровней.

Для жёсткой установки антенны была изготовлена опорная рама массой 12 тонн, которая установлена на крыше с помощью мощного крана марки KRUPP. В результате жёсткость рамы обеспечивает отклонение не более 6-ти угловых минут.

Источники бесперебойного питания и системы кондиционирования  обеспечат надёжную работу внутреннего оборудования ХАБа, находящегося в здании «Интегрированного центра IT» МФТИ.

Подсистема лаборатории многофункционального спутникового ХАБа предназначена для автоматизации научных исследований в области космической связи и в целом должна обеспечивать одновременную работу 10 пользователей (студентов и преподавателей МФТИ) с частотно-энергетическим ресурсом искусственного спутника Земли, предоставляя им широкие возможности для проверки теоретических и получения экспериментальных знаний.

Источник: Пресс-служба IBS