29 сентября 2011 г.

Рынок планшетных ПК в первой половине 2011 г. развивался довольно противоречиво.

Прошлогодний бум, который многие поспешили назвать «бумом планшетов» на самом деле следовало бы назвать «бумом iPad». Особенность продукции Apple такова, что она существует как бы в своем отдельном мире, параллельной реальности. Его покупатели в очень и очень многих случаях покупают не столько сам продукт, сколько «модную новинку от Apple». Как следствие, если продукт Apple окажется успешен — совсем не обязательно, что другие производители смогут повторить такой успех. Что мы и наблюдаем в случае с планшетами.

Собственно, планшеты — не новость, в разное время этот рынок пытались освоить самые разные компании, от самой же Apple образца начала 90-х годов прошлого века (с MessagePad) и Microsoft (Tablet PC и UMPC) до Intel (MID) Nokia (серия N800). Успеха не добился никто — и на этом фоне успех iPad выглядел особенно впечатляюще. Казалось, что  найдена верная формула успеха, осталось лишь делать продукт чуть-чуть дешевле и чуть-чуть лучше, чем iPad. Что и попытались сделать на базе Google Android. Но то, что получается у Apple  скопировать почти невозможно.

Тем более что у неудачных опытов с планшетами в прошлом были вполне объективные причины: планшет сам по себе массовой аудитории не очень нужен. Его ниша — «диванный» Интернет, может быть детская игрушка, замена видеоплееру или фоторамке и т. д., реже — какие-то специальные применения, вроде использования для автоматизации торговых представителей (недавно, кстати, была представлена такая система). Но широким массам планшет в общем-то не нужен — именно поэтому мы не наблюдаем массового спроса на планшеты с Android.

Надо оговориться, что определение «массовый» — это «массовый» — в смысле продаж миллионами и десятками миллионов штук в год, в масштабах, сопоставимых хотя бы с продажами телефонов среднего и высокого класса (при том, что по цене они сегодня уже сопоставимы). Объемы продаж планшетов сопоставимы с продажами крупноэкранных видеоплееров, тем более что и ниша у них похожа. Для большинства пользователей это игрушка, которую они купили, поддавшись влиянию моды, что подтверждается наблюдениями за вторичным рынком. По нашим оценкам, в прошлом году через «вторичные» каналы, вроде онлайновых аукционов, «барахолок» и форумов в социальных сетях пошло до 20% общего объема продаж iPad (хотя, конечно, тут следует учитывать специфику Apple, когда официальных поставок в России долго не было, но все равно цифра достаточно наглядная).

Впрочем, все это не значит, что планшеты совсем никому не нужны. Это удачное решение для целого ряда ниш и сегментов, мода пройдет, но спрос на них пусть и не станет грандиозным, но будет вполне стабилен. Более того, планшеты могут каннибализировать сопряженные с ними сегменты,  скажем, портативные видеоплееры (с которыми планшеты конкурируют напрямую) уже мутируют, превращаясь в планшеты, аналогичные процессы идут и на рынке электронных книг (с той лишь оговоркой, что там серьезное отличие — экраны с электронными чернилами обеспечивают на порядки большую длительность работы) и т. д.

Да и у самого рынка есть перспективы: спрос еще не удовлетворен. Даже если речь не идет о десятках миллионов устройств в год, но даже сотни тысяч — это интересный сектор. Тем более что планшет — отличная идея для такого метода повышения продаж как upselling, клиенту, уже имеющему телефон можно продать еще один гаджет (отчасти поэтому наши сотовые операторы так быстро выпустили брендированные планшеты). В итоге, по нашим оценкам за первые полгода объем рынка уже превысил весь объем прошлого года.

Точные цифры пока отсутствуют, но можно уверенно говорить о том, что совсем недалеко до планки 200 тыс. (против 152 тыс. за прошлый год, данные включают в себя оценку объемов неофициальных каналов). При этом уже заметно, что существенно снизились темпы падения доли iPad, об увеличении говорить пока сложно, все-таки на рынке имеется масса бюджетных планшетов, а бюджетных устройств всегда больше, но видно, что iPad выдержал прессинг и даже если не вернет себе прошлые позиции, с 99% рынка, то вполне способен закрепиться на 50%-отметке. Интерес к Android слегка снизился во многом из-за, отказа сделать Android 3.0 столь же открытым, каким были предыдущие версии (хотя может быть они еще исправятся) — это привело к тому, что планшеты с Android делают крупные вендоры, вроде Motorola, но повторить успех iPad  у Motorola во всяком случае не получилось.

Интерес представляет будущее web OS:  если HP предоставит лицензии на нее независимым разработчикам, она может стимулировать активность азиатских вендоров... Но надежды мало. Перспективы RIM PlayBook и  ее платформы тоже сомнительны, уж слишком специфичные решения у BlackBerry. В США же они вряд ли могут «взять рынок», уже занятый iPad.

Источник: Smartmarketing.ru