22 июня 2012 г.

Официально объявив о выходе на планшетный рынок, Microsoft ставит себя в противостояние с некоторыми из крупнейших OEM-партнеров, которые являются также и ее крупнейшими заказчиками, не замедлили указать аналитики отрасли.

Компании Samsung, Lenovo, Hewlett-Packard, Asus и Acer готовятся выпустить собственные планшетные компьютеры с новой Windows ближе к концу года, намереваясь соперничать с Apple и Google. Однако с пришествием планшета Surface одним из главных их соперников будет теперь сама Microsoft.

OEM-партнеры Microsoft на удивление молчаливы в своей реакции на планшет Surface, но это молчание может говорить о многом, учитывая растущую важность планшетов как одной из движущих сил тенденции BYOD (принос личных мобильных устройств на рабочее место) и консьюмеризации ИТ в целом.
Samsung и Acer не ответили на просьбу прокомментировать новость от Microsoft, а HP и Asus воздержались от комментариев. Lenovo ответила CRN, что рассматривает Microsoft как ценного партнера и будет по-прежнему предлагать планшеты с Android и (вскоре) с Windows 8, имея целью выстроить портфель продуктов, дающий выбор покупателям. Dell также воздержалась от комментариев. Но, как и в Lenovo, представитель компании сказал, что Microsoft их важный партнер, и Dell рада будет предложить полный спектр продуктов с Windows 8, включая планшеты.

В противовес слабому отклику большинства крупнейших OEM-партнеров аналитики отрасли не замедлили дать свою оценку старта планшета Surface и особенно того влияния, которое он может оказать на отношения вендора с этими партнерами.

Аналитик Gartner Тонг Нгуен (Tuong Nguyen) считает, что планшет Surface устанавливает конкурентную динамику между Microsoft и ее партнерами, которая раньше отсутствовала.

«Я думаю, потребуется немало жонглирования, когда в общем-то ваши партнеры конкурируют с вами, - ответил Нгуен на вопрос CRN. - Многие это пробовали, и многие это пробуют, но я не думаю, что это будет успешная модель. Она ставит ваших партнеров в очень неудобное положение».

Дерон Кершо, аналитик фирмы Gap Intelligence, соглашается, что планшет Surface может оказать негативное влияние на экосистему партнеров Microsoft. Вероятнее всего, Редмонд вводит собственный планшет, чтобы гарантировать, что аппаратная платформа для Windows 8 полностью удовлетворит ожидания пользователей, однако остается неясным, смогут ли преимущества такого шага, совершаемого в одиночку, перевесить потенциальный вред, который он нанесет OEM-партнерам.

«Не думаю, что многие из партнеров Microsoft в восторге от этого объявления о планшете Surface. Похоже на то, что это ответ Microsoft на тенденцию, которую потребители наблюдают уже какое-то время: удивляющее отсутствие инноваций со стороны изготовителей планшетов, - пишет Кершо в ответе CRN. - Surface дает Microsoft чуть больше контроля за судьбой Windows 8, привносит еще один поток дохода и привлекает сколько-то покупателей в ее магазины, но встает вопрос, стоит ли это вреда, наносимого ее отношениям с партнерами».

Ричард Шим, старший аналитик фирмы DisplaySearch, пишет в аналитической записке в среду, что сделанное объявление о планшетах Surface «не характерно» для Microsoft, известной созданием операционных систем и ПО и оставляющей аппаратную часть своим партнерам.

«Этот шаг Microsoft подчеркивает перемены в ПК-отрасли и более тесную интеграцию между ПО и оборудованием, - пишет Шим. - Apple - самый яркий пример ценности контролирования оборудования и ПО, а также некоторых услуг. Microsoft вступила в короткий, но растущий список компаний, дополняющих свой традиционный бизнес: Google с Motorola Mobility, HP с Palm и ее webOS. Коэффициент успеха этих компаний пока что был скромный».

Аналитики фирмы Technology Business Research (TBR) Кен Хайерс, Эзра Готтейл и Бо Сконешны пишут в аналитической записке, что Microsoft создает собственный планшет Surface, потому что «недовольна своими OEM-партнерами» из-за их «прохладной» реакции на ее планы.

«Этот ответ не очень удивляет, так как большинство из них наблюдали, как их собственные дорогостоящие планшеты потерпели провал на рынке, и они заняты в бизнесе с низкой маржей, - пишут аналитики TBR. - Microsoft заимствует плодотворную идею у Apple, полностью интегрируя ОС и разработку аппаратной платформы в собственных руках. Поступая так, она контролирует каждый аспект разработки, от ОС до "железа", и создает элегантный образец устройства, который не разрушен решением OEM сэкономить, использовав более дешевые комплектующие, что придает одновременно более дешевый облик всему продукту».

Этот шаг Microsoft вторит и стремлениям Google: создавая планшет Surface собственными руками, компания показывает OEM-партнерам, как должен выглядеть планшет с Windows 8, пишет TBR.

«Microsoft заявляет, что Surface "даст толчок" планшетному рынку с Windows 8, - пишут аналитики. - Это убедит OEM-партнеров, что Microsoft хочет поддержать их жизнеспособность на важном планшетном рынке. TBR полагает, что это правильно. Microsoft установит цену на свой планшет Surface достаточно высокой, чтобы позволить OEM-партнерам иметь свою прибыль. Однако, поскольку Microsoft выходит на рынок как вендор оборудования, она останется на этом рынке только при условии, что сохранит прочные отношения со своими конечными заказчиками - ИТ-подразделениями [организаций]».

Однако цены Microsoft на планшет Surface будут в конечном счете определять, насколько глубоко она проникнет в пул прибыли партнеров. Точные цифры пока не сообщаются, но компания объявила в понедельник, что ее планшет будет продаваться по «очень конкурентоспособной» цене.

Однако в начале июня были сообщения, что Microsoft будет взимать со своих OEM-партнеров от 80 долл. до 95 долл. за каждый установленный ими экземпляр Windows RT, и это гораздо менее приятная перспектива, чем 35 долл., о которых говорили ранее. Этот лицензионный сбор может поднять цены на другие планшеты (OEM-изготовителей), использующие Windows RT, и позиционировать собственный планшет Microsoft как более привлекательную покупку.

Нгуен из Gartner (который уточнил, что его мнение по планшету Surface не обязательно отражает официальную позицию фирмы) добавил также, что угроза усложнения отношений с партнерами - не единственный риск, которому подвергает себя Microsoft. Планшетный рынок оказался слишком тесным, и HP, Dell и Research In Motion вынуждены были снять с полок свои плохо продававшиеся устройства.

Если Microsoft намерена захватить сколь-нибудь реальную долю на рынке мобильных устройств, вступая в игру с таким опозданием, то ее планшет Surface должен предложить что-то неотразимое - по крайней мере то, что действительно отличало бы его от множества других моделей, уже присутствующих на рынке. И пока еще неясно, есть ли у него такой потенциал, говорит Нгуен.

«Я в общем-то не вижу ничего такого, что выглядело бы революционно новым, - сказал он о представленном планшете Surface. - Это в большей степени расширение возможностей и тех стандартов де-факто, которые уже установил iPad на этом рынке».

Вместе с тем, наличие родных приложений Microsoft Office и, в случае модели Windows Pro, полнофункциональной Windows 8, может сделать новые планшеты привлекательными для бизнес-пользователей, которые воздерживались от iPad или Android-устройств, слишком нацеленных на потребителя.

«Это может заполнить определенную нишу - тот сегмент пользователей, кто всё еще раздумывал, покупать ли планшет, - говорит Нгуен. - Сколь бы великим ни был iPad, офисная работа - это прежде всего приложения Microsoft, так что возможность тут есть».

Дэвид Макуин, главный аналитик фирмы Informa Telecoms and Media, также считает, что способность Surface стартовать как флагманский корпоративный планшет отрасли будет ключевой для его успеха.

«Если он имеет необходимый арсенал офисных приложений для Windows уже в поставке - на обеих моделях устройств и с подходящей периферией, чтобы облегчить ввод, - и на ценовой отметке, которая будет конкурентоспособной, то я могу поверить, что он потеснит ноутбуки и нетбуки в офисе», - пишет Макуин.

Источник: Кристин Бент, при участии Джозефа Ф. Ковара, CRN/США