30 октября 2012 г.

В условиях массового распространения смартфонов, повсеместного использования мобильной передачи данных и усиливающейся консолидации российские операторы связи сталкиваются с новыми бизнес задачами.

Теперь среди основных конкурентов на этом рынке не только поставщики услуг связи, но и производители ПО, такие как Google и Apple, разработчики мобильных приложений, правообладатели контента.

Согласно прогнозам Frost & Sullivan за период с 2012 г. по 2020г. в России количество абонентов мобильной связи вырастет на 15,1%, а число пользователей мобильного Интернета на 18,4%. Несмотря на высокую степень проникновения мобильной связи и услуг передачи данных российский рынок демонстрирует положительную динамику как в натуральном, так и в денежном выражении.

За последнее десятилетие вместе с появлением смартфонов и широким распространением новых технологий ситуация в области мобильных телекоммуникаций значительно изменилась. Сейчас многофункциональные смартфоны стали еще более доступны и популярны на массовом рынке -  стоимость такого устройства относительно невысока, а удобство использования очевидно.

Смартфон сегодня это источник доступа в Интернет, общения в социальных сетях - инструмент для работы и развлечений. В настоящее время около 13% населения России являются обладателями смартфонов (15 млн. подключенных аппаратов), около 68% россиян пользуются мобильным Интернетом.

Технологии доступа и Интернет развивались от стандартов 2G до современных LTE решений, предоставляющих скорость доступа, достаточную для просмотра потокового видео в реальном времени.

«На этапе становления мобильного широкополосного доступа операторы могли получить дополнительный доход за счет правильной монетизации этой услуги. Но с развитием технологий и повышением конкурентной борьбы им приходилось предлагать пользователям более удобные решения, в том числе и безлимитные тарифы. На определенном этапе стало очевидно, что помимо монетизации услуги доступа необходимо монетизировать контент и предоставлять дополнительные сервисы, - отмечает Алексей Волостнов, консультант Frost & Sullivan».

Начинает развиваться новая экосистема в которой немаловажную роль играют разработчики мобильных операционных систем и приложений, правообладатели контента. Мобильные операторы должны оперативно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию, путем адаптации услуг к потребностям клиентов, развития новых направлений бизнеса, партнерства с компаниями, работающими в области OTT, такими как Skype и Google,. Очевидно, что доходы от использования голосовой связи буду составлять лишь часть от основных доходов операторов.

Пути привлечения дополнительной прибыли для оператора лежат в нескольких областях, среди которых: М2М коммуникации, системы мобильного доступа, разработка ПО для  управления биллингом клиента, мобильная реклама и облачные технологии.

Одним из наиболее перспективных направлений является мобильная реклама, которая дает возможность задействовать уже имеющуюся телекоммуникационную инфраструктуру и предложить партнерам и клиентам таргетированную рекламу и специализированный контент. Заключая партнерские соглашения с производителями контента и рекламы, операторы могут получать доходы от их продажи.

«Новая экосистема учит провайдеров быть более гибкими и развивать партнерские отношения с новыми участниками рынка. В цепочке клиент – контент провайдер не должен быть лишь поставщиком услуг широкополосного доступа и связи. Огромная клиентская база дает оператору определенные преимущества, выражающиеся в большей лояльности, доверии со стороны клиента», – отмечает Алексей Волостнов.

Источник: Пресс-служба компании Frost & Sullivan