16 ноября 2012 г.

Продажи классических ридеров стремительно сокращаются  – по оценкам Digitime Research, в текущем квартале букридеров будет продано на 49,1% меньше, чем  в  последнем  квартале прошлого года.

Ожидаемый мировой объем продаж последнего квартала составит 4,57 млн. единиц по сравнению с 9,0 млн. за аналогичный период прошлого года. По сравнению с III  кварталом 2012 г.  компания ожидает значительного – на 92% – сезонного роста  объема продаж ридеров, что может быть обусловлено предновогодним подъемом покупательской активности.

Серьезное падение рынка ридеров уже никогда не получится  отыграть. Массовым мобильным гаджетом становится планшет. Если косвенное давление планшетов испытывает даже рынок компьютеров (хотя, как CRN/RE уже писал, это влияние сильно преувеличено), то своих прямых конкурентов –– планшеты  — ридеры просто подмяли. В III квартале текущего года продано 2,38 млн. шт. ридеров (по данным Digitime Research) и 27,8 млн.  «планшетников» (по данным IDC). Но рынок ридеров не умрет, из массового устройства они лишь превратятся в нишевое. Причина – в уникальных свойствах ридеров, отличающих их от планшетов.

Основным отличием можно считать  экран. Если у планшетов он построен на жидких кристаллах, то у ридеров на принципиально иной технологии «электронной бумаги» (иногда ее называют «электронными чернилами», e-ink). «Бумажные» дисплеи имеют матовую поверхность, а поэтому не дают бликов  в принципе, ввиду отсутствия  подсветки изображение не мерцает. Работа в отраженном свете позволяет воспринимать изображение при сколь угодно сильном внешнем освещении – хоть на пляже! – где жидкокристаллические собратья «слепнут». Эти факторы минимизируют дополнительную нагрузку на глаза пользователя, делая процесс чтения максимально удобным.

Дисплеям, построенным на «электронной бумаге», энергия требуется  только для  обновления изображения, статичная  картинка не расходует заряд аккумулятора. Подсветки, как мы уже отмечали, у экрана ридеров нет. В результате время автономной работы от одной зарядки батареи измеряют количеством  «перелистываний» страниц. Одной зарядки хватит на прочтение трех-четырех романов объема «Преступление и наказание». В зависимости от интенсивности чтения ридером без подзарядки можно пользоваться как минимум  месяц, а некоторым читателям   —  и  полгода. Сочетание экологичности  чтения и длительного времени автономной работы обеспечивают классическим ридерам уникальные преимущества перед планшетами.

Однако скорость обновления изображения у «электронной бумаги», которой   вполне  достаточно  для комфортного чтения, в принципе не позволяет воспроизводить видео и играть в динамичные игры, а также выполнять интернет-серфинг и работать с текстами. Для мультимедиа, игр, коммуникаций и  интернет-приложений традиционные ридеры бесполезны. В них иногда встраивают аудиоплееры  и игры (шахматы, судоку и т. д.), но это не решает проблему с развлечениями. Заметим, что речь идет о традиционных устройствах, сейчас многие производители под видом «ридеров» предлагают планшеты с ЖК-экранами, способные воспроизводить видео и позволяющие запускать игры, но полностью лишенные преимуществ «электронной бумаги».

Традиционные ридеры  — продукт нишевый,  их покупают многочитающие «высоколобые» граждане да озабоченные родители, которым нужно, чтобы девайс позволял детям читать, но минимизировал возможности игр и «сидения в Интернете». Хотя эти две категории покупателей не являются обширными, они никуда не пропадут. Поэтому в обозримом будущем ридеры покупать будут, хотя из-за давления планшетов их продажи  станут  уменьшаться год от года.

По прогнозам Digitime Research в 2012 г.  будет продано 9,82 млн. ридеров, что на 57,3% меньше, чем в 2011 г. Падение продолжится и в дальнейшем, хотя и с меньшей скоростью, а  объемы продаж все же будут немаленькими. В 2013 г. ожидаются  продажи  в количестве 8,2 млн. шт.,  в 2014 г. – 6,5 млн.,  а  в 2015 г.  – 5 млн.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE