11 января 2013 г.

Компания «Делойт», СНГ представляет результаты первого исследования «Российский рынок сотовой связи – 2012».

В этом году «Делойт» впервые включил Россию в ежегодный обзор потребительских предпочтений в сфере мобильных коммуникаций. Из 27 тысяч опрошенных по всему миру людей 2 тыс. – российские потребители. Полученные в рамках исследования данные позволяют понять, как именно современный человек склонен пользоваться всем многообразием доступных ему гаджетов, какие бренды он предпочитает и почему, что ему нравится в оказываемых операторами услугах, а что ему хотелось бы изменить.

«Не будет преувеличением сказать, что мы живем в век мобильных технологий. Сегодня в России средний потребитель обладает более чем четырьмя портативными устройствами, функциональность которых постоянно расширяется, а портативность, в свою очередь, стала одним из главных достижений современной микроэлектроники и промышленного дизайна. Мы убеждены, что результаты нашего исследования дают бизнесу достаточно пищи для размышления. Они могут быть интересны не только сотовым операторам и дистрибьюторам электроники, но и представителям тех секторов экономики, куда активно интегрируются телекоммуникационные технологии – финансовый сектор, ритейл, медийный бизнес, e-commerce, и даже государственный сектор», - прокомментировала отчет Ольга Табакова, партнер и руководитель Группы по предоставлению услуг компаниям отрасли высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ в СНГ.

Антон Шульга, партнер и руководитель Группы по предоставлению услуг компаниям отрасли отметил: «Технологии стирают грани между различными сегментами рынка потребительской электроники. Пользователи совершают звонки посредством компьютера, отправляют фотографии для размещения в социальных сетях непосредственно со смартфонов и даже фотоаппаратов. Появляется все больше устройств, которые могут быть подключены к сотовой связи. Поэтому сегодня мы склонны шире смотреть на традиционный рынок сотовой связи, принимая во внимание все многообразие устройств, доступных современным пользователям по всему миру. Российский рынок, в свою очередь, всегда был в чем-то уникальным и остается таким и в настоящее время. Проведенное нами исследование является дополнением к международному отчету и призвано подчеркнуть специфические для российского рынка моменты».

Российский рынок планшетов не уступает по насыщенности западным странам

Уровень проникновения планшетов составил 14%, смартфонов – 29%. Можно констатировать факт, что планшеты стали новой продуктовой нишей и хорошо представлены в разных ценовых сегментах, в то время как смартфоны являются лишь заменителем обычных телефонов и не могут пока конкурировать с ними по стоимости.

Интернет-активность российских пользователей находится на сопоставимом с прочими странами уровне

43% портативных устройств используются для выхода в Интернет. Интересно отметить, что такая ситуация обуславливается сочетанием двух, по сути, компенсирующих друг друга факторов: высокой интернет-активности пользователей обычных мобильных телефонов и относительно низкого проникновения смартфонов, пользователи которых обычно намного активнее, чем обладатели стандартных телефонов (67% абонентов против 34% выходят в
Интернет с их помощью).

Пользователи в России реже пользуются Wi-Fi для выхода в Интернет

Доля абонентов, не пользующихся Wi-Fi, среди опрошенных варьирует от 30–40 (смартфоны и планшеты) до 65% (обычные телефоны), а использование Wi-Fi осуществляется преимущественно в публичных местах, тогда как на западе превалирует использование дома. В целом в РФ интенсивность использования абонентами мобильных сетей для выхода в Интернет находится на очень высоком уровне (2-е место после Южной Африки среди стран в нашей выборке). В этой связи наблюдается Мы наблюдаем увеличение интереса операторов к проектам Wi-Fi Bypass, а также тенденцию к внедрению лимитированных тарифных планов – в качестве реакции на этот тренд.

Владельцы планшетов отдают предпочтение 3G- совместимым моделям

Портрет типичного пользователя планшета в России имеет ряд особенностей - владельцы планшетов предпочитают модели, оснащенные 3G-модулем, гораздо интенсивнее используют мобильные сети при выходе в Интернет, как правило очень хорошо осведомлены о всех функциях устройства. Тем не менее, пользователи планшетов не склонны идти на дополнительные траты. Основная причина отказа от использования всей доступной экосистемы приложений состоит в нежелании тратить на них деньги (это касается как самих программ, так и необходимого для них трафика).

Ноутбуки могут отойти на второй план

Из числа респондентов – владельцев и ноутбука, и планшета одновременно 40% абонентов, купивших планшет, стали реже пользоваться ноутбуком. На остальных приобретение планшета не оказало такого влияния, а 12% даже пришли к выводу, что стали чаще использовать ноутбук. Тем не менее, границы между данными устройствами могут постепенно стираться, поскольку все большее число моделей ноутбуков оснащено отделяемыми сенсорными экранами, которые могут использоваться отдельно – в качестве планшетов.

«Надежный и красивый» - идеальный телефон в представлении большинства россиян

Качество экрана, разрешение камеры, операционная система, доступный набор приложений – данные характеристики являются определяющими при выборе смартфона потребителями. Покупатели обычных телефонов, напротив, ориентируются скорее на их стоимость. При этом обе группы абонентов мобильных устройств самыми важными факторами при выборе аппарата считают его надежность, дизайн, а также бренд.

Каждый третий опрошенный был шокирован размером телефонного счета хоть раз за последние 12 месяцев

Основной причиной, как нетрудно догадаться, стали услуги в роуминге. Другой причиной роста расходов на телефон, по сравнению с ожиданиями респондентов, стало превышение выговоренных минут или трафика над лимитом, предусмотренным тарифным планом.

Средний возраст телефона в России не превышает 3х лет

73% респондентов купили свой телефон в течение последних трех лет, что в целом соответствует показателям остальных стран в выборке (79%).

Консультанты розничных сетей влияют на мнение 51% покупателей

Несмотря на то, что доля нуждающихся в рекомендациях людей находится на уровне, сопоставимом с остальными странами (10%), влияние консультантов в ритейле у нас оказалось самым высоким по выборке. Данный факт может быть обусловлен высокой долей офлайн-продаж в России, а также особенностями психологии нашего покупателя. Так, по мнению клиента «Делойта» – крупнейшего сотового ритейлера, большую роль в розничных продажах играет личный контакт с продавцом: если устройство при использовании не будет соответствовать обещанным характеристикам, покупателю удобнее вернуть телефон человеку, который его продал.

Всего 28% абонентов в РФ поменяли оператора за последние три года

С одной стороны, на рынке присутствуют сегменты абонентов, склонных (по разным причинам) с большой частотой перезаключать контракты (до последнего времени этому немало способствовали сотовые дилеры), что чрезмерно «раздувает» средние показатели оттока. С другой стороны, существует вероятность того, что многие абоненты приобретали новый контракт у своего оператора.

Ценовые параметры «голосовых» тарифных планов и качество «голоса» в сети остаются наиболее значимыми критериями при смене оператора владельцем обычного телефона. Однако с ростом доли смартфонов следует ожидать увеличения влияния таких же факторов и в услугах по передаче данных.

Каждый третий абонент в России готов совершать покупки с помощью телефона

Согласно  опросу, готовность абонентов к внедрению подобной услуги российскими операторами высока: 30% абонентов уверены, что их следующий телефон будет поддерживать NFC; еще 41% абонентов заинтересован в наличии NFC-модуля в своем следующем телефоне; более 50% из них готовы использовать телефон для оплаты товаров и услуг, а также для участия в программах лояльности.

Источник: Пресс-служба компании «Делойт», СНГ