28 января 2013 г.

Принимая решение стать частной компанией, Dell могла бы черпать уверенность из опыта других крупных вендоров, совершивших такой шаг ранее, и из результатов исследования, подтверждающего преимущества перехода в частные руки.

Среди таких преимуществ - возможность реструктуризировать компанию, отделить малоприбыльные направления бизнеса и делать долгосрочные инвестиции в НИОКР и инновацию. Всё это трудно, а зачастую невозможно под пристальным оком инвесторов.

Для Dell такой шаг может быть продиктован необходимостью примирить стремление нацелиться на корпоративных поставщиков решений и тот факт, что большую часть ее дохода по-прежнему приносит ПК-бизнес с низкой маржей.

Вероятность приватизации через инвестиции частных фирм (возможно, с долей самого Майкла Делла) начала обсуждаться в январе. Такая приватизация потребовала бы более 20 млрд. долл., что делает ее одной из самых дорогостоящих в отрасли. Многие говорят, что Microsoft как партнер Dell могла бы инвестировать до 3 млрд. долл. в эту сделку.

Если Dell действительно хочет стать частной, то есть успешный опыт, на который она может положиться.

Пример Seagate

Компания Seagate приватизировалась в начале 2000 г. в ходе сложной сделки стоимостью 20 млрд. долл. с участием самой Seagate, Veritas Software и инвестиционной группы. В рамках этой сделки Veritas выкупила все свои акции, которыми тогда владела Seagate, а также долю Seagate в нескольких мелких компаниях оборудования и ПО.

Главные направления бизнеса Seagate, включая производство жестких дисков и ленточных накопителей и 800 млн. долл. накопленной наличности, тогда были куплены за 2 млрд. долл. наличными инвестиционной группой, в которую входила руководящая команда Seagate. Акционеры компании получили обыкновенные акции Veritas плюс наличные.

На тот момент Seagate была отягощена налоговыми обязательствами по акциям Veritas,  которыми она владела, на сумму 128 млн. долл., и Veritas опасалась возможного враждебного поглощения. В начале 2005 г. Veritas была куплена компанией Symantec за 13,5 млрд. долл.

В декабре 2002 г. Seagate снова стала открытой компанией, чтобы получить капитал, необходимый для инвестирования в быстро растущий рынок жестких дисков. К тому времени она консолидировала свои производственные мощности и провела крупное сокращение персонала.

В конце 2010 г. Seagate рассматривала возможность приватизироваться второй раз, сообщив о переговорах, но без указания участвующих сторон; многие считали, что это TPG Capital и Silver Lake, которые участвовали в первой приватизации. Однако к концу года Seagate объявила, что переговоры прекращены.


Пример WatchGuard

Еще один пример, когда открытая ИТ-компания приватизировалась, а затем снова стала открытой, это WatchGuard Technologies, которая была куплена группой инвестиционных фирм в 2006 г..

Главный управляющий WatchGuard Джо Ван недавно рассказал CRN, что, будучи открытой, компания столкнулась со стагнацией в развитии технологии и замедлением продаж, но став частной, могла позволить себе инвестировать в НИОКР, не заботясь о том, чтобы удовлетворить краткосрочные ожидания акционеров.

Исследование Беркли

В пользу приватизации говорит также независимое исследование, проведенное в 2012 г. Калифорнийским университетом в Беркли, которое называлось «Стимулы к инновации и решение о превращении в публичную либо частную компанию». Исследование показало, что открытые компании чаще реализуют уже известные идеи, а частные имеют больше возможностей исследовать новые, так как меньше зависят от инвесторов.

У открытой компании нет права на неуспех, так как акционеров устраивают только хорошие  новости. «Поэтому руководитель всегда выбирает   традиционный проект, ведь тогда более вероятен успех, который достигается сразу», - пишут авторы отчета.
Частные фирмы смелее, они чаще  решаются на новаторские проекты.

«Наша модель предсказывает, что компаниям следует начинать как  частным, чтобы обеспечить стимулы к исследованиям и экспериментированию. Наша модель предполагает также, что фирме следует приватизироваться, когда нужно предпринять рискованную реструктуризацию. Если компания хочет пересоздать себя, всегда имеет смысл делать это не под наблюдением  акционеров. Крупная реструктуризация, включающая кардинальные изменения в стратегии, смелее мотивируется в частном владении», - говорится в отчете.

Один из примеров, на который ссылаются авторы, - всё та же Seagate, отстававшая от конкурентов по количеству патентов до того, как стала частной. «Позиции Seagate в области инноваций существенно улучшились после ее выкупа», - отмечено в отчете.

Мнение партнеров

Мартин Вулф, учредитель и президент фирмы Martin Wolf, специализирующейся на финансовом консалтинге M&A, говорит, что открытые компании приватизируются по разным причинам, включая стратегические и финансовые. В случае Dell, говорит он, компания в своих промоакциях и рекламе нацелена на решения, но на деле всё еще остается в значительной степени вендором ПК. Вряд ли Dell откажется от производства ПК, но она не может расти, будучи нацелена на эту малоприбыльную часть бизнеса.
«Dell должна трансформироваться, - сказал он. - Но не может как открытая компания».

Пол Клиффорд, президент компании Davenport Group, считающей Dell своим главным вендором, также размышляет о возможных последствиях приватизации. Чисто логически, мысль о том, что у частной компании больше возможностей для инновации, представляется ему верной. «Думается, Dell могла бы ускорить превращение в такую компанию без пристального надзора Уолл-стрит, - сказал он. - Это позволило бы им рисковать  и развивать инновацию. Надеюсь, что это произойдет. Dell выпускает  прекрасные продукты и обеспечивает нам поддержку. Если они приватизируются, я думаю, мы увидим еще больше позитива».

© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com.  Reprinted with permission.

Источник: Джозеф Ф. Ковар, CRN/США