15 февраля 2013 г.

Так всё же, ПК-поставки растут или снижаются? Смотря что понимать под термином «персональный компьютер»…

Если вы из тех, кто скажет, что стакан скорее наполовину пуст, чем наполовину полон, то последние отчеты IDC и Gartner как раз в вашем вкусе. Они рисуют унылую картину ПК-отрасли, а тут еще Dell объявила о приватизации.

IDC сообщила в январе, что мировые ПК-поставки в 4 квартале 2012 г. составили лишь 89,8 млн. шт., на 6,4% меньше того же квартала год назад. Будто желая еще больше сгустить краски, фирма пишет, что эта цифра ниже ее прогноза (-4.4%), а выпуск Windows 8 не принес ожидаемого возрождения интереса к ПК.

Цифры Gartner ничуть не лучше: по оценке фирмы, мировые ПК-поставки за 4 квартал составили 90,3 млн. шт. Главный аналитик исследования Микако Китагава указывает в отчете, что планшеты стали для многих реальной альтернативой ПК, а не просто дополнительным устройством.

Ну а тем, кто всё же склонен видеть стакан наполовину полным будет больше по нраву отчет Canalys. По мнению этой фирмы, ПК-отрасль процветает: в 4 квартале мировые ПК-поставки выросли на 12% по сравнению с прошлым годом и достигли 134 млн. шт. Правда, чтобы получить эту цифру, пришлось включить сюда планшеты - Canalys называет их «pads» (будто желая поддеть юристов Apple, воюющих за товарный знак). Согласно подсчетам Canalys, каждый шестой компьютер, проданный за квартал, это iPad.

«Apple оставалась  лидером ПК-рынка, поставив 27 млн. шт. и впервые получив долю свыше 20%», - пишет Canalys. Можно сказать и точнее: это 22,9 млн. шт. iPad и 4,1 млн. шт. Macintosh, согласно данным Apple.

Если игнорировать тот факт, что Apple поставила на 22% меньше компьютеров Macintosh, чем за тот же период год назад, то, конечно, можно утверждать, что ПК-продажи растут. И всё же, есть большая разница между Mac OS X и iOS, не говоря уже о «технических» различиях между компьютером и планшетом.

Но вице-президент и главный аналитик Canalys Крис Джонс не считает нужным вдаваться в эти различия. «Почему нельзя включить планшеты в категорию ПК? - спрашивает он в письме в ответ на наш вопрос. - Да, мы рассматриваем планшеты/pad’ы как одну из четырех категорий - настольный ПК, ноутбук, нетбук, pad - “рынка клиентских ПК". Мы приняли такое решение три года назад, когда был выпущен первый iPad. Наши данные ясно показывают эффект “съедания” планшетами доли других категорий - особенно потребительских ПК (вытеснение которых сейчас менее вероятно) и нетбуков».

Лорен Лаверд, вице-президент программы исследования IDC, ответил в своем письме, что включение планшетов в ПК-поставки это вопрос интерпретации (spin). «Есть определенная общность между ПК и планшетом, но их позиционирование, функциональность, цены и использование всё еще весьма различны, - пишет Лаверд. - В этом главная причина, почему мы продолжаем рассматривать их отдельно».

Далее он пишет, что сегодняшние устройства можно группировать по-разному - например, чтобы оценить общее количество устройств, выходящих в Интернет, или широту общей экосистемы. В частности, IDC объединяет ПК, планшеты и смартфоны в категорию «подключенных смарт-устройств».

Но провести границу не всегда легко, поэтому рождаются такие термины, как «планшфон» (phablet), которым обозначен Samsung Galaxy Note, стирающий грань между телефоном и планшетом. Такую нечеткость категорий можно проследить вплоть  до 2007 г., когда Стив Джобс ввел первый iPhone. Он представил его как «широкоэкранный iPod с сенсорным управлением, революционный мобильный телефон и самое передовое устройство коммуникации через Интернет».

Apple объявила, что продала 12,7 млн. шт. iPod в 1 финансовом квартале (4 кв. 2012 г.). Но за тот же период продано 47,8 млн. шт. iPhone, каждый из которых можно также рассматривать как своего рода iPod Touch. Так сколько тогда iPod’ов продала Apple? Если мерить продажами с сайта iTunes, то получается 60,5 млн. шт. за квартал.

Точно так же, Microsoft Surface - и планшет, и ноутбук. Лаверд помещает его где-то между рынком традиционных ПК и планшетным. «Мы считаем их как планшеты исходя из плоской конструкции», - пишет он, добавив, что в ближайшее время IDC не ожидает большого спроса на Surface ввиду хорошо известных ограничений.

Лаверд считает, что традиционное определение ПК по-прежнему в силе, и большинство людей понимают под ним совершенно определенный тип продукта.
«Меняется количество устройств, которыми владеют люди, и то, как они их используют, ценя мобильность, выходя в Интернет и делая другие вещи, которые можно назвать "компьютерными". Это относится и к просмотру Веб на мобильном телефоне и всё же не меняет общего понимания того, что есть персональный компьютер, - пишет он. - В таком широком контексте значение термина “персональный компьютер” перестает быть однозначным, и всё же не очень помогает раздвинуть его границы».

Источник: Томас Клаберн, InformationWeek