29 мая 2013 г.

Михаил Иващенко, «Кей»
Продолжаем публиковать мини-интервью игроков ИТ-рынка об итогах 1 квартала и текущей ситуации. На наши вопросы отвечает Михаил Иващенко, генеральный директор сети супермаркетов цифровой техники «Кей» (Санкт-Петербург).

CRN/RE: Каким, на ваш взгляд, было начало 2013 г. для ИТ-рынка?

Михаил Иващенко: В 2012 г. мы наблюдали достаточно выраженный рост спроса, что было вызвано, в том числе, предвыборными факторами. Во второй половине 2012 г. и в 2013 г. рынок вернулся в свое нормальное состояние. И хотя очевидно, что по сравнению с 2012 г. рынок стал несколько слабее, нынешняя весна, в целом, повторяет весну 2011 и 2010 годов.

CRN/RE: Появились ли какие-то новые тенденции на ИТ-рынке в первом-втором квартале 2013 г.? Какие тенденции прошлых лет в этом году «исчезли»?

М.И.: На примере нашей сети хочу  отметить  два интересных тренда. Первый, свойственный как Санкт-Петербургу, так и регионам — рост интернет-покупок и использования Сети при выборе устройства. Проникновение Интернета, в том числе мобильного, увеличивается. Даже если покупатели, особенно в регионах, предпочитают совершить покупку в магазине, они обязательно изучают цены и характеристики в Интернете.

Объем онлайн-продаж также растёт. Люди всё больше ценят свое время и стремятся сэкономить его на походах в магазин.

Еще один тренд, особенно заметный в крупных городах, также связан с тем, что люди начинают больше ценить свое время. Многие  потребители предпочитают не тратить время на поездки в крупные торговые центры и связанное с этим стояние в пробках, а покупают цифровую технику рядом с местом жительства (работы) — в магазинах у метро или в торговых центрах в микрорайоне. Благо сегодня везде большой выбор таких торговых предприятий.

CRN/RE: Какие группы товаров в начале 2013 г. продавались лучше других, а какие совсем не покупают?

М.И.: Цифровая конвергенция набирает обороты — это чётко прослеживается в предпочтениях покупателей. Растут сегменты мобильных и многофункциональных устройств. Планшеты и трансформеры начинают обгонять традиционные ноутбуки. Бюджетные электронные книги постепенно замещаются планшетами, которые при сопоставимом весе и стоимости предлагают гораздо больший функционал. По той же логике с полок постепенно уходят бюджетные цифровые фотоаппараты — им на смену приходят смартфоны.

CRN/RE: Изменилось ли поведение покупателей по сравнению с прошлым годом?

М.И.: Посетители магазинов  хотят покупать быстро: повысилась чувствительность к времени ожидания. Поэтому, например, в нашей сети одно из ключевых требований — это сокращение времени покупки, повышение скорости обслуживания. И наши покупатели отмечают это.

Еще один ключевой тренд в потребительском поведении — это тактильная доступность устройств. Это проявление глобального тренда геймификации потребления. Причём, «трогая и пробуя» устройство в демозоне, покупатели оценивают скорее удобство, дизайн, чем его технические характеристики. Субъективные ощущения и оценки внешнего вида, моды, дизайна, престижа выходят на первый план, всё чаще заменяя выбор по техническим характеристикам. И в первую очередь это касается ноутбуков, планшетов и смартфонов — здесь  покупатель руководствуется престижем и модой.

Кроме того, устройства, которые активно промотируются в торговом зале (POSM, интерактивные демо- и промозоны), получают преимущество перед аналогами из категорийной группы.

В то же время крайне важным при выборе техники остается и совет продавца. Потребителю всё сложнее ориентироваться в многообразии техники и справляться со  своими эмоциями.

CRN/RE: Можете ли вы, основываясь на итогах первого квартала, сделать прогноз, каким будет 2013 г. для российского ИТ-рынка?

М.И.: Потребительский  рынок очень чувствителен к макроэкономической ситуации, а она в России, как и во всем мире, оставляет желать лучшего. Поэтому мы смотрим в будущее рынка реалистично и не ждём резкого роста. В то же время, рассчитываем, что рынок сохранит среднегодовую динамику на уровне 2012 г.

Источник: CRN/RE