15 августа 2013 г.

Увеличить
Дмитрий Чебанов
Увеличить
Александра Журавлева
Увеличить
Карина Зверева
Когда рынок находится в состоянии застоя, многие специалисты оказываются перед выбором: что делать дальше? Оставаться на своем месте работы или уйти? Эксперты IT-специализированного кадрового агентства Spice Recruitment делятся своим опытом.

Как понять, что рынок входит в состояние застоя?

Сотрудникам среднего звена, как правило,  трудно оценить состояние рынка. В отличие от топ-менеджеров, которые  обычно видят картину рынка в целом. Впрочем, чтобы определить,  когда именно рынок начнет стагнировать, нужны глубокие специальные знания (или знакомства), которых и опытным предпринимателям порой не хватает. Но есть ряд признаков, по которым каждый сможет определить, что происходит с бизнесом конкретной компании.

Как правило, застой начинается тогда, когда заканчиваются новые проекты. Если не разрабатываются новые товары и услуги, не появляются новые сотрудники – значит, что-то не так. Вторая стадия – замораживание текущих задач. В основном тех, которые связаны со значительным риском и прибыль от решения которых можно будет получить в отдаленной перспективе.  Третья стадия – полное господство ценовой конкуренции. На этой стадии компании работают по формуле «дешево и сердито», а не «дорого и качественно». Поэтому минимизация издержек становится смыслом бизнеса.

В каких случаях стоит уходить, а в каких – оставаться?

Формула «Я устал, я ухожу» - не для этой экономической фазы. Если вы не уверены, что востребованы на рынке и у вас нет возможности безболезненно искать работу в течение нескольких месяцев, то лучше оставаться на месте. Одна из самых частых ошибок – уход из компании без понимания дальнейших перспектив и желаний. Сначала стоит разобраться, чем вы хотите заниматься в дальнейшем. И, конечно же, не стоит забывать о тех, чье качество жизни напрямую зависит от вашего дохода.

Подождать стоит и тогда, когда происходит слияние или поглощение вашей компании другим бизнесом. Скорее всего, многие коллеги в срочном порядке отправятся на поиски новой работы, тем самым создавая «волну» на рынке труда. Как только она спадет – иными словами, когда большая часть из них устроится, - у вас появится  шанс найти более выгодную вакансию. К тому же  к этому времени может измениться и ситуация в вашей компании, и вы сможете еще и извлечь выгоду из того, что остались.

Следует также оценить положение дел в той отрасли, в которой вы работаете, в целом.

Некоторые компании, к примеру, инвестиционные банки, в трудных ситуациях входят  в так называемый «фриз»: замораживаются проекты, передвижений по службе нет, кажется, что вот-вот компания рухнет. Многие люди пугаются и уходят. Однако после бури компания благополучно выходит из «фриза». А те, кто остался, получают шанс занять более «высокое кресло».

С другой стороны, и во время стагнации менять работу не запрещено. Идеальный вариант – увольняться, уже имея на руках готовое предложение. Впрочем, если вы – высококвалифицированный и востребованный специалист, то, скорее всего, без работы и так не останетесь.

Уходить также стоит в том случае, если вы заинтересованы в получении опыта управленца. Причем лучше всего идти в компанию, где происходят структурные изменения. В таких местах во время стагнации (и последующего кризиса) значительную часть персонала сокращают, и те, кто остается, занимается всем и вся. Когда тяжелый период заканчивается, под этих «титанов» набирают новые отделы  – и  вы уже руководитель.

Стагнация и кризис – это также время персональной капитализации. В крупных международных компаниях при сокращении выплачивают бонусы в размере от 3 до 5 окладов. Этим тоже можно воспользоваться, причем абсолютно законно.

Еще одна лазейка – сделать так, чтобы зарплату вам платили валютой. Например, отправиться в долгосрочную командировку или перевестись в иностранный офис. Во время структурного кризиса в России страдает рубль, а доллар и евро чувствуют себя отлично.

Какие специалисты будут (не) востребованы?

Нанимать будут, в первую очередь, квалифицированных специалистов по продажам и опытных бизнес-девелоперов. И, конечно же, ближе к самому кризису, менеджеров по антикризисному урегулированию.

Кроме того, компании будут стараться повысить производительность труда, увольняя «середнячков» и нанимая более квалифицированных специалистов, но за меньшую плату. Стратегия логичная, но трудноосуществимая.

Совершенно точно могут спокойно спать те, чья полезность для бизнеса неоднократно доказана. Максимум, что может ожидать ценных сотрудников – это сокращение заработной платы. А вот те, кто не сможет работать на результат, быстро окажутся на рынке труда. Особенно это касается не очень удачливых «сейлов» - клиенты перейдут к более успешным коллегам, а им  придется искать новую работу.

Как избежать сокращения?

В ряде случаев сокращения неизбежны, и расстраиваться не стоит. Но если вы действительно хотите остаться именно в этой компании, то при первых признаках застоя следует взять инициативу на себя. Действуйте  проактивно. Управляйте пулом своих задач. Постарайтесь забрать себе наиболее важные и успешные проекты и задачи до того, как начнется кризис. Как мы уже говорили, увольнять будут тех, без кого компания спокойно может обойтись. Сделайте так, чтобы не попасть в этот круг  и вас не тронут.

С другой стороны, бывают ситуации, когда вы заведомо  находитесь в кругу тех, «без кого можно жить». В любой компании есть подразделения, которые не зарабатывают деньги, но занимаются долгосрочным развитием, или поддержкой бизнес-процессов, или просто качеством жизни сотрудников. В период роста эти отделы разрастаются, компании часто не особо следят за ROI. Но в период стагнации и кризиса они первыми «попадают под расстрел». Впрочем, расстраиваться не стоит: если вас уволили из отдела рекламы в страховой компании, можно  перейти в агентство, где ваша функция будет зарабатывающей, и вас точно не сократят.

Что делать, если меня сократили?

Не впадать в депрессию и определиться, чем вы хотите заниматься. Если вас сократили,  то скорее всего, таких специалистов сейчас увольняют везде. Соответственно, работу с такой же зарплатой вы вряд ли найдете – ее урезают повсюду. Решите для себя, чем вы хотите заниматься, за что готовы получать и меньшие деньги. Это реальный шанс, наконец, заняться тем, к чему у вас душа лежит – все равно зарплаты везде невысокие.

Разобравшись, какой работой вам предстоит заниматься, составьте правильное и подробное резюме.

Проконсультируйтесь со специалистами – пусть подскажут, как его улучшить. Смело спрашивайте сотрудников кадровых агентств, они с вас денег не возьмут. Есть компании, которые предоставляют такие услуги за деньги.

Затем составьте список интересных вам компаний и подпишитесь на их рассылки и группы – так вы быстрее узнаете о вакансиях. Ищите работу по всем каналам: задействуйте социальные сети, полезные знакомства, профильные порталы и отраслевые кадровые агентства. Последние кровно заинтересованы в том, чтобы вы нашли работу, поэтому будут делать все возможное, чтобы это поскорее случилось. Откликаясь на вакансии, пишите сопроводительные письма и рассказывайте, чем вы можете быть компании полезны. Тщательно готовьтесь к собеседованиям: узнайте, какие у компании есть продукты, какие у нее ценности, конкуренты. Постарайтесь заранее узнать больше о будущем начальнике: возможно, он где-то давал интервью? Если сошлетесь во время разговора на его же слова, для вас это будет большой плюс. В диалогах будьте максимально честны – ложь все равно заметят. Если общаетесь с рекрутером, установите  обратную связь: напишите, как все прошло, что вам понравилось, а что – нет. Это удивит, и вас запомнят. И помните: поиск работы –тоже работа. Не сдавайтесь!

В какие компании стоит идти в первую очередь?

В те, что производят продукты повседневного спроса, либо занимаются антикризисным урегулированием. Во время кризиса сильно пострадает сектор B2B – люди уже не будут покупать тренинги профессионального роста за 1 тыс. долл. А вот покупать продукты, пользоваться компьютерами и разговаривать по телефону – будут. Еще один удачный выбор – глобальные компании, но попасть туда в период застоя практически нереально.

Проанализируйте свою отрасль, подумайте, какие будут происходить изменения. Станут ли популярны системные интеграторы и агентства, или вся работа будет делаться in-house? Лучше вас это все равно никто не знает.

Как объяснить на собеседовании, что меня сократили «за ненужностью» или «за некомпетентностью»?

В первую очередь, оцените адекватность рекрутера. Понимаете ли вы друг друга? Слышит ли он вас? Все люди разные – будьте внимательны. Если вы уверены, что человек настроился на вашу волну, говорите честно. Аккуратно выбирайте слова и выражения, следите за точностью формулировок. Описывайте ситуацию максимально близко к действительности. Вслух проанализируйте, что происходило в компании, какие шаги вы предприняли, чтобы быть полезным, какие функции в период стагнации постепенно оказались не нужными, почему сократили именно вас.

Проговорите все это, покажите, что вы об этом думали, расскажите, какие сделали выводы.

Если вы чувствуете, что самому общаться с работодателем при таких исходных данных будет трудно, то попробуйте обратиться в агентства –  сразу в несколько. Профессиональный рекрутер сгладит углы и представит вас работодателю в более выгодном свете, правильно объяснив ситуацию, и вам уже не придется подбирать слова. Также можно  воспользоваться помощью знакомых: возможно, у кого-то стартует новый проект, или сотрудник сам уволился и ищет себе замену, или нужны люди на старт-ап. Последнее, правда, перед кризисом опасно – но может, наоборот, и «взлететь».

Какие еще есть возможности обратить застой себе на пользу?

Если вы работаете в компании, то не идите по головам, но старайтесь быть лучшим. Осваивайте новые инструменты и методики, оцените, что действительно работает. Заберите себе функции соседа, которого сократили – после бури вас, скорее всего, повысят.

Ну, а если вы уж остались без работы, и у вас появилось больше свободного времени, то не сидите, сложа руки. Учитесь! Повышайте свою квалификацию, учите иностранный язык, посетите  психологический тренинг. В конце концов, прочитайте книги, которые давно откладывали.

Вариант для смелых – начать собственное дело. Много success-story начинались  в кризис.

Если вы трудолюбивы и можете работать дома, то попробуйте себя в фрилансе. Скорее всего, заработаете вы меньше, но лучше такой заработок, чем ничего.

И, наконец, отдохните. Если у вас есть возможность несколько месяцев ничего не делать, просто дайте себе передохнуть. Вспомните, как выглядят дети, дом, море. Вполне вероятно, это последняя возможность долго отдыхать перед следующими 40 годами непрерывной работы.

Источник: Карина Зверева, Партнер; Александра Журавлева, Руководитель группы по подбору персонала; Дмитрий Чебанов, генеральный директор, компания Spice Recruitment