30 сентября 2013 г.

BlackBerry объявила в понедельник о возможной продаже финансовому холдингу Fairfax. CRN/США решил окинуть взглядом путь компании - от тех лет, когда ее смартфоны были в кармане чуть не у каждого, и до сегодняшнего печального ее заката.

Research In Motion

Изначально компания называлась Research In Motion, или кратко RIM. Она была создана в 1984 году соучредителями Майком Лазаридисом (Mike Lazaridis) и Дагласом Фреджином (Douglas Fregin), штаб-квартира находилась в Уотерлоу (пров. Онтарио, Канада). Джон Балсилли (John Balsillie) присоединился к ним в 1992 году, став главным соуправляющим. Компания приобрела известность своей технологией электронной почты и пейджинга с доставкой по беспроводной сети передачи данных Mobitex. С 1997 года акции RIM стали торговаться на Фондовой бирже Торонто, и компания выручила от инвесторов свыше 115 млн. долл.

1999 г. - старт первого BlackBerry

19 января был представлен BlackBerry - первое мобильное решение для беспроводной защищенной пересылки электронной почты на базе Microsoft Exchange. Модель доставки по принципу «проталкивания» столкнулась с обычной проблемой - ждать, пока другие устройства не подключатся к серверам. ПО соединялось с пейджерами RIM Inter@ctive, включая мод. 850, которая была объявлена позднее в этом году. Она имела 2 Мбайт памяти, клавиатуру QWERTY и работала от батареи AA. Имейте в виду, эти мобильные устройства для электронной почты были тогда отдельными от сотовых телефонов.

Спустя год, после невероятного успеха RIM вышла на площадку Nasdaq, проведя IPO на сумму свыше 145 млн. долл.

2002 г. - в BlackBerry встроена сотовая связь

В модели BlackBerry 5810 популярное решение электронной почты BlackBerry было интегрировано в телефон с текстовыми сообщениями, календарем и другими бизнес-функциями. Это было первое такого рода устройство, использовавшее GSM/GRPS. Но, несмотря на возможность совершать телефонные звонки, оно еще не имело встроенного микрофона, так что приходилось всегда использовать наружную гарнитуру. За немалые 749 долл. пользователи смогли перейти с двух устройств - пересылки почты и сотового телефона - на одно универсальное. По тем временам это была революция.

2003 г. - цветной дисплей

После перехода на более приятный дизайн в начале 2003 года(появился синий BlackBerry 6210), был совершен еще один большой шаг вперед: в августе 2003 года была выпущена модель BlackBerry 7230 с цветным дисплеем. При цене 399,99 долл. это был первый телефон, нацеленный не только на корпоративных заказчиков, но также на потребителей, желавших иметь одно устройство для работы и для себя. Он не был первым цветным мобильным устройством на рынке: пионер здесь Palm IIIc.

2007 г. - начало конкуренции

Уже первый iPhone посеял сомнения в дальнейшем долгом успехе BlackBerry, но главный удар был нанесен в июне 2008 года, когда Apple выпустила свою модель 3G. В период с 19 июня (спустя неделю после старта iPhone 3G) и до конца года цена акций BlackBerry упала на 73%, с 147,55 долл. до 40,58 долл. В октябре 2008 года стартовала также ОС Android, добавив остроты в конкурентный ландшафт.

2008 г. - сенсорный экран

Видя популярность iPhone и телефонов с Android, осенью 2008 года RIM представил модель BlackBerry Storm - свое первое устройство с сенсорным экраном, управляемым «кликами», который призван был решить проблемы сенсорного ввода других телефонов. В тот же год RIM выпустил BlackBerry Bold, свой первый телефон, который использовал сети 3G и имел изящный дизайн, 1 Гбайт памяти и слот для внешней карты microSD. Отзывы были восторженными.

2011 г. - провал PlayBook

После того как Apple выпустила свой iPad в 2010 году, RIM сделала попытку пойти тем же курсом, выпустив планшет PlayBook. Первоначальная версия критиковалась за отсутствие встроенной электронной почты и единого ящика входящих писем для работы и личной корреспонденции. Продажи планшета продолжали отставать от ожиданий, и в июне 2012 года компания прекратила выпуск 16-Гбайт модели.

2012 г. - новый CEO и обещание перестройки

Возникали вопросы о будущем быстро тонущей компании, и бывший главный соуправляющий производственной деятельностью Торстен Хайнс был назначен новым президентом и главным управляющим RIM. Хайнс обещал полностью перестроить компанию, заявив, что он уверен в возрождении конкурентоспособности RIM перед лицом Apple и Google, продолжавших уводить бывших корпоративных пользователей BlackBerry. «Как с любой компанией, которая росла столь же быстро, как мы, возникли неизбежные болезни роста, - заявил тогда новый CEO. - Мы вынесли урок из этих трудностей, и я верю, что мы станем более сильной компанией».

30 января 2013 г. - новая ОС и смена названия

В начале 2013 года стартовала новая операционная система BlackBerry 10, которая расширила спектр приложений, ввела многозадачность и позволила создать отдельные профили для работы и личного использования. Приток разработчиков был важен для новой ОС; результатом были свыше 70 тыс. приложений, доступных пользователям.
Одновременно компания официально объявила, что будет теперь называться BlackBerry, чтобы консолидировать свой бренд.

28 июня 2013 г. - падение акций после убытка

Акции BlackBerry упали более чем на 25% после объявления финансовых результатов за 1 квартал 2014 ф.г.: 84 млн. долл. убытка при объеме продаж новых смартфонов лишь 2,7 млн. шт. несмотря на старт новой ОС в начале года. Главный управляющий Торстен Хайнс постарался обыграть убыток как инвестиции в инновацию и запуск продуктов, но компания по доле рынка оставалась далеко позади Apple и Google, и даже Microsoft.

12 августа 2013 г. - изучение «вариантов»

В августе BlackBerry объявила, что рассматривает «стратегические альтернативы», продолжая испытывать трудности. Был сформирован «специальный комитет», чтобы изучить варианты - создание совместного предприятия, стратегические партнерства, альянсы или возможная продажа. Тогда же крупнейший держатель акций, фирма Fairfax Financial Holdings, объявила, что ее главный управляющий выйдет из состава Совета директоров ввиду возможного конфликта интересов. Позднее Fairfax выдвинула оферту на покупку BlackBerry.

20 сентября 2013 г. - еще один тяжелый удар

В прошлую пятницу BlackBerry приняла на себя еще один удар, объявив, что согласно предварительным данным будет иметь около 1 млрд. долл. убытка за квартал и что планирует уволить 4500 человек - примерно треть своего персонала во всем мире. Компания продолжала откладывать запуск своего приложения BlackBerry Messenger для Apple и Android.

23 сентября 2013 г. - скоро продажа?

В понедельник компания объявила, что ее Совет директоров принял письмо о намерении от консорциума под эгидой ее крупнейшего акционера, Fairfax Financial Holdings, с предложением приватизировать тонущую компанию в рамках сделки стоимостью 4,7 млрд. долл. BlackBerry может  принимать другие предложения до 4 ноября.

© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com.  Reprinted with permission.

Источник: Сара Куранда, CRN/США