5 ноября 2013 г.

Увеличить
Каких результатов вы ожидаете от BI-системы – для своей работы и для компании в целом? Источник: QlikTech
Увеличить
Какие требования вы предъявляете к BI-системе со стороны ИТ? Источник: QlikTech
Увеличить
Какие возможности современных BI-систем вы считаете наиболее актуальными для бизнес-пользователей? Источник: QlikTech
Летом 2013 г. компания QlikTech (специализируется на разработке систем класса Business Discovery – бизнес-анализа, выполняемого конечными пользователями) и  деловой  портал TAdviser провели опрос, посвященный опыту использования российским бизнесом систем бизнес-аналитики и анализу основных тенденций. Для обработки результатов исследования было специально созданое приложение на платформе QlikView Business Discovery.

В опросе приняли участие 342 представителя российских компаний, причем количество ИТ-специалистов и сотрудников бизнес-подразделений оказалось приблизительно равным. Среди последних 16,96%  – аналитики, 11,7% – специалисты отделов продаж и маркетинга, 10,53% – топ-менеджеры. Также в опросе приняли участие сотрудники финансовых отделов, отделов логистики, закупок и некоторых других.

Почти половина участников опроса работают в крупных компаниях  численностью более 1000 сотрудников, четверть представляют компании со штатом от 100 до 500 сотрудников, чуть менее четверти – со штатом менее 100 человек, остальные – фирмы, в которых работает от 500 до 1000 сотрудников.  

Наибольший интерес к опросу проявили представители ИТ-компаний и предприятий, работающих в сфере ретейла и дистрибуции – 20,53 и 24,63% соответственно.  В финансовых компаниях работали  10,85% опрошенных, на производственных предприятиях – 9,97%. Также в опросе приняли участие сотрудники фармацевтических, телекоммуникационных компаний и госструктур. Кроме того, среди респондентов были представители ТЭКа, консалтингового и маркетингового бизнеса и образовательных учреждений.

Примечательно, что не все участники опроса используют в своей работе BI-системы: 21,99% лишь планируют внедрять бизнес-аналитику, а 16,42% не используют их в принципе. Среди наиболее часто называвшихся причин этого — недостаток информации о представленных на рынке решениях, их дороговизна, неструктурированность баз данных компании и неготовность ИТ-инфраструктуры. Некоторые респонденты также отмечали наличие негативного опыта внедрения BI-систем и даже консервативность руководства, считающего инвестиции в аналитику «непрофильными».  

В рамках опроса респондентам в соответствии с их специализацией предлагались две группы вопросов: одна была ориентирована на ИТ-специалистов, вторая – на сотрудников бизнес-подразделений.

Бизнес-взгляд на BI

Опрос бизнес-пользователей, в котором приняло участие 160 человек, показал, что более половины всех необходимых для принятия решений данных бизнес-персонал получает без чьей-либо помощи: 29,52% респондентов самостоятельно формируют необходимые отчеты, еще 24,29% – получают нужную информацию напрямую из внутренних ИТ-систем. Примечательно, что самостоятельно получать данные приходится даже топ-менеджерам крупных компаний, хотя для этой категории опрошенных на первом месте оказались получение данных от аналитиков и генерация отчетов из ИТ-систем.    

Данные из аналитических отделов получают 15,95% опрошенных, 10,24% – из других подразделений компании, а 5,48% – по запросу из ИТ-подразделений. 13,81% респондентов за необходимой информацией вынуждены обращаться к внешним источникам – Интернету, сторонним аналитическим исследованиям или внешним системам.  

Между тем, потребность в регулярной аналитике у бизнес-подразделений высокая – независимо от того, есть BI-система в компании или нет. Почти половине (49,07%) респондентов она необходима ежедневно, а 26,9% – еженедельно. Ежемесячно нужна аналитическая информация 19,88% опрошенных, несколько раз в год – 4,35%. И лишь 0,62% респондентов вообще не ощущают потребности в таких данных.

Заметим, что в компаниях, уже использующих BI-систему, ситуация меняется: ежедневно нуждаются в аналитических данных 63,16% респондентов, что почти на 15% больше общего  показателя. Соответственно распределились и показатели частоты использования BI-системы в бизнес-подразделениях: 68,42% из тех, в чьей компании внедрена BI-система, пользуется ее возможностями ежедневно; 18,95% – еженедельно; 9,47% – ежемесячно. При этом 100% представителей госсектора и ТЭКа указали на  ежедневное использование BI. Также ежедневно обращаются к BI-системе 87,5% представителей производственных компаний, 84,21% – финансовых, 83,33% –  фармацевтических и 77,27% – торговых и дистрибьюторских. Отстает только телеком: здесь лишь 46,67% работают с BI ежедневно.

Для удовлетворения потребностей в аналитике используются разные способы. Наиболее распространенный (31,68%) – самостоятельная подготовка отчетов, чуть менее популярный –  подготовка отчетов на уровне функциональных подразделений (29,37%). Почти четверть (24,42%) предприятий возлагают ответственность за подготовку данных на плечи специальных аналитических отделов, 6,6% – на ИТ-службы. Головной офис берет на себя данную функцию лишь в 5,94% компаний.

В компаниях с внедренной BI-системой наиболее часто отчеты готовятся на уровне функциональных подразделений (29,74%), чуть реже (28,72%) самостоятельно сотрудниками или аналитиками (27,18%). Если же BI-системы в компании нет, доля «самостоятельной» работы вырастает до 42,22%.

Большинство опрошенных отмечают потребность в функционале для прогнозирования – об этом сказали 73 респондента, 58 респондентов хотели бы выявлять с помощью BI-системы скрытые закономерности данных (функция Data Mining), 33 опрошенных хотели бы получить больший уровень детализации и возможность «проваливаться» до последней транзакции – будь то отдельный чек или проводка. О необходимости работы с большими массивами данных из разных источников мечтают 30 респондентов, а 29 – об ad-hoc аналитике (спонтанная аналитика без использования предопределенных заранее вопросов). Кроме того, несколько участников опроса отметили полную удовлетворенность используемой системой.

В целом нехватку функционала для прогнозирования отмечают 25% опрошенных, хотя и наблюдаются некоторые отраслевые особенности. Так, лидерами по «спросу» на прогнозирование являются фармацевтические компании (38,46% опрошенных выделяют именно эту потребность), торгово-дистрибьюторские (30,77%), производственные (23,53%) и ИТ-компании (27,59%).

Последние также больше других заинтересованы и в функционале data mining – те же 27,59%. Расширить  возможности data mining также хотели бы представители госсектора (20% респондентов) и финансовых компаний. Для телекоммуникационных компаний наиболее интересен функционал поиска по всем базам данных – на его долю пришлось 23,08% ответов.    

Ценность и полезность BI-систем осознают практически все опрошенные. Среди наиболее ожидаемых результатов внедрения BI-систем оказались повышение качества принимаемых решений (83 опрошенных) и рост контроля над бизнес-процессами в целом (79 опрошенных). Роста прибыли и сокращения издержек ожидают 65 участников опроса, более 50  – моментального получения отчетов собственными силами и быстрого выявления проблемных точек и скрытых закономерностей; 43 участника надеются на увеличение скорости принимаемых решений, а 29 – на повышение качества работы с клиентами. Заметим, что в данном вопросе, как и в предыдущем, респонденты могли выбрать не один ответ, а несколько, что и сказалось на результате.

Отраслевая специфика присутствует и тут. Например, для госстурктур на второе место после качества управленческих решений выходит скорость реагирования и принятия решений и выявление проблемных мест. Для ИТ-компаний наиболее значимыми оказываются выявление проблем и повышение контроля над бизнес-процессами, для ТЭКа на втором месте по значимости оказался рост прибыли и минимизация издержек, а для фармацевтики – получение отчетов своими силами.

Бизнес-аналитика с точки зрения ИТ-специалистов

Как показал опрос ИТ-специалистов (182 человека), 40,87% компаний используют BI-системы в головном офисе и в филиалах, а 35,65% – только в головном офисе. В 20% компаний BI-система внедрена в отдельных подразделениях или филиалах.

В числе наиболее часто решаемых задач оказались консолидация данных из различных источников (ее отметили 69 участников опроса), интерактивная визуализация данных и анализ ключевых показателей (по 62 участника). Заметно реже решаются такие задачи, как получение фиксированных отчетов и ad-hoc аналитика – 44 и 39 респондентов соответственно. Функционал прогнозирования, о котором мечтают столько бизнес-сотрудников, реализован лишь в компаниях 19 респондентов. Кроме того, среди используемых возможностей BI-систем оказались поиск информации по всем данным и совместная работа.

Запросы ИТ-служб к BI-системам, разумеется, отличаются от потребностей бизнес-пользователей. Так, наиболее востребованными среди ИТ-специалистов оказались скорость и удобство построения новых приложений (88 респондентов), интеграция данных из большого числа систем (84 респондента) и скорость внедрения (79 респондентов). Важны также возможность работы с «большими данными» (64 опрошенных), безопасность данных и разграничение прав доступа (53 опрошенных) и гибкость масштабирования системы (44). Менее важным оказалось наличие русского интерфейса – его отметили 36 респондентов, а также обработка данных в оперативной памяти, централизованное управление приложениями и возможность развертывания в «облаке».

При этом скорость внедрения оказалась самым важным параметром для госструктур, финансовых и ИТ-компаний. Возможность интеграции данных из большого числа систем выбрали большинство представителей производственных, торгово-дистрибьюторских компаний и ТЭКа, а сотрудники ИТ-служб фармацевтических компаний на первое место поставили скорость и удобство построения новых приложений. Для телекома самым важным фактором стала возможность работы с большими данными.    

Большинство респондентов уверены, что перспективы развития BI связаны как с технологиями обработки данных в оперативной памяти и ассоциативной моделью данных, так и с использованием классического подхода OLAP. Однако в будущее OLAP как отдельно взятого инструмента верят лишь 8 респондентов, в отличие от технологии in-memory и ассоциативной модели, перспективность которых отметили 50 и 47 респондентов соответственно.

Как показал опрос, решение о запуске проекта по внедрению BI-системы зависит как от руководства компании, так и от ИТ-служб: если роль первых отметили 146 респондентов, то роль вторых – 121. Значимой оказалась и вовлеченность в процесс принятия решения менеджеров подразделений: ее отметил 71 опрошенный. А вот сотрудники подразделений редко оказывают влияние – лишь 19 участников опроса указали на их причастность.

Чаще всего роль руководства, разумеется, отмечают сотрудники госструктур. Противоположная ситуация наблюдается в телекоме: здесь вовлеченность руководителей в процесс принятия решения о запуске проекта меньше, чем вовлеченность ИТ-служб и менеджмента подразделений.

Среди наиболее значимых факторов, сдерживающих запуск проекта по внедрению BI,  — плохое качество внутренних данных и отсутствие методики расчета ключевых показателей – их отметили 48 и 46 респондентов соответственно. Респонденты также отметили неуверенность в соответствии продукта задачам (35) и слабое понимание преимуществ BI в целом (31 участник). Реже упоминаются такие факторы, как соотношение цена/качество, неготовность ИТ-инфраструктуры и сроки или сложность реализации проекта по внедрению – каждый из этих факторов отметили более 20 респондентов. А вот неуверенность в квалификации поставщика решения выделили лишь 11 человек.

Как оказалось, в поиске информации о BI первым помощником ИТ-специалистов является Интернет – этот источник указал 161 респондент. Со значительным отрывом ему уступают информация поставщиков решений и специализированные мероприятия (86 и 69 участников опроса соответственно). Трудно пока заменить и «сарафанное радио»: рекомендации коллег из других компаний важны 66 респондентам. Зарубежные и российские исследования и аналитические отчеты заметно проигрывают другим источникам данных – их выбрали 48 и 32 респондента соответственно. Интерес к отраслевым печатным изданиям оказался еще ниже – их назвали лишь 15 опрошенных.

Среди факторов, влияющих на выбор того или иного BI-решения, чаще всего (81 респондент) упоминалась возможность создания прототипа или пилотного проекта. Любопытно, что среди тех, кто еще не использует BI-систему, но уже планирует ее внедрить, возможность создания прототипа или запуска пилотного проекта оказалась не на первом месте: лидерами для этой категории респондентов становятся сроки и стоимость внедрения.    

Далее следуют сроки внедрения и запуска системы (их отметили 76 опрошенных), а также стоимость внедрения (76 опрошенных) и совокупная стоимость владения (64 опрошенных). Немного уступают названным факторам квалификация интегратора и наличие локальной поддержки и кадров в России – их назвали 50 опрошенных и более. Также могут оказать влияние наличие готовых отраслевых решений и опыт использования продуктов в той же отрасли в России.

Интересно: несмотря на то, что коллеги признаются многими как источник достоверной информации о BI, их рекомендации не сильно влияют на выбор того или иного решения – лишь 15 респондентов готовы прислушаться к их мнению.

Бизнес vs ИТ: две точки зрения

В рамках опроса удалось выявить некоторые различия во взглядах сотрудников бизнес-подразделений и ИТ-специалистов на одни и те же аспекты использования BI. Так, по мнению последних, BI применяется в их компаниях для анализа финансовых показателей (это отметили 87 респондентов), продаж (86 респондентов), управленческого анализа топ-менеджерами (65 респондентов) и анализа производственных показателей (59 респондентов). Еще меньше, 45 опрошенных, отметили использование BI для анализа маркетинговых акций, 25 – для анализа работы ИТ-служб, 24 – для анализа цепочек поставок и 11 – для анализа работы систем безопасности. Кроме того, некоторые компании используют BI при анализе результатов обучения сотрудников.

Ответы сотрудников бизнес-отделов дают несколько иную картину. Если анализ финансовых показателей сохранил за собой первое место по популярности (этот пункт выбрал 71 респондент), то анализ продаж и управленческий анализ поменялись местами, пусть и с совсем небольшим отрывом. Как оказалось, функционал для анализа продаж используют 58 участников опроса, а управленческий анализ осуществляют 68. Для анализа маркетинговых акций BI используют 30 опрошенных, для анализа эффективности производства – 28, запасов – 19. В аутсайдерах оказались анализ работы ИТ-служб (12) и систем безопасности (9).  

ИТ-специалисты среди возможностей, необходимых, по их мнению, бизнес-пользователям, называют прежде всего оперативность получения информации и скорость работы в целом, ad-hoc-аналитику и Data Mining, а также удобный интерфейс и возможность самостоятельного построения отчетов. Немного отстает интерактивная визуализация, а вот возможности полнофункциональной работы на мобильных устройствах и совместной работы отметили лишь некоторые ИТ-специалисты, что, скорее всего, обусловлено тем, что данные функции являются новыми для рынка и пока доступны далеко не всем.

Сами бизнес-пользователи также уверены, что наиболее актуальной для них является оперативность получения данных – ее выделили 107 респондентов.

Однако на втором месте по популярности оказалась возможность самостоятельного построения отчетов, вытеснив скорость работы на третье место (88 и 79 ответов соответственно). Заинтересованность в удобном интерфейсе отметили 68 опрошенных, а наличие интерактивной визуализации – 51. Возможность совместной работы с данными не попала в число наиболее востребованных, но все же ее отметили 22 респондента – вопреки уверенности ИТ-специалистов. Менее всего востребованной стала полнофункциональная работа на мобильных устройствах.

«Наше исследование показало, что у бизнеса, независимо от отрасли, есть потребности в BI-системах, однако информации о возможностях BI-систем и о преимуществах, которые может дать компании применение бизнес-аналитики, пока недостаточно, – отмечает Алексей Артеменко, региональный директор QlikTech по России и СНГ. – Кроме того, виден некоторый разрыв между представлениями ИТ-специалистов и бизнеса о BI-системах, что также открывает перед нами новые горизонты для развития. Интерес, проявленный к нашему опросу, и осознание пользователями потребностей в решении бизнес-задач свидетельствуют, что рынок BI в России будет расти высокими темпами и дальше».

BI-системы. Растущий рынок

Существуют различные определения понятия Business Intelligence. По мнению аналитиков Gartner, это совокупность инструментов (приложений, инфраструктурных решений и лучших практик) для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые должны помочь бизнес-пользователям ориентироваться в больших объемах информации и синтезировать из них отчеты для улучшения и оптимизации бизнес-процессов и производительности. Ключевыми преимуществами внедрения BI-системы считаются повышение скорости и точности составления отчетов, аналитики и планирования, рост эффективности процессов принятия решений, увеличение удовлетворенности клиентов.

Рынок BI-систем — один из самых динамично развивающихся сегментов ИТ  в России. Так, по данным TAdviser, его объем по итогам 2012 г. составил 43,125 млрд. руб., увеличившись за год на 25%. Таким образом, он растет быстрее, чем рынок ИТ в целом и другие сегменты делового ПО, в частности. Для сравнения – объем мирового рынка в 2012 г., по данным IDC, увеличился лишь на 8,7%. Эксперты предрекают бизнес-аналитике дальнейший рост. Так, по прогнозам Gartner, в текущем году объем мирового рынка BI-систем достигнет 13,8 млрд. долл., что на 7% больше, чем в 2012 г.

Источник: Пресс-служба компании QlikTech