11 ноября 2013 г.

Сервис для ведения микроблогов Twitter провел успешное первичное размещение своих акций на бирже. До Facebook проект Джека Дорси пока еще, конечно, не дорос, но его IPO стал даже крупнее, чем у Google. СRN/RE вспоминает самые громкие размещения на бирже технологических гигантов и пытается разобраться, стоит ли ждать нового «краха доткомов».

IPO сервиса микроблогов Twitter на Нью-Йоркской бирже стало одним из самых успешных за последние годы. Стоимость ценных бумаг социальной сети за день выросли более чем на 70%. Изначально компания оценила каждую акцию в 26 долл., но уже в первый день их стоимость выросла до 45,1 долл. Таким образом, капитализация Twitter сегодня составляет 31 млрд. долл. Сразу после начала торгов было продано 13 млн. акций компании.

По данным информагентства Reuters, книга заявок на акции Twitter была переподписана примерно в 30 раз. Кроме того, примерно 50% предложенных в рамках IPO акций достались институциональным инвесторам. Для Twitter это означает, что ее ключевые менеджеры стали миллиардерами и мультимиллионерами и что компания заручилась поддержкой крупных финансовых институтов, которые готовы вкладывать в нее еще больше средств. База для успешного развития компании сформирована.

Всего в свободном обращении после IPO на бирже находятся 70 млн. акций Twitter, еще 10,5 млн. смогут продать банки-организаторы IPO.

Нельзя не сказать и о том, что всё это происходит на общем негативном фоне: в этот же день акции Facebook упали в цене на 3,2%, акции разработчика игр для социальных сетей Zynga — на 6,6%, скидочного сервиса Groupon — на 5%, социальной сети для профессионалов LinkedIn — на 4,2%.

Это самый успешный выход на биржу интернет-компании со времени первичного размещения акций Facebook в 2012 г. Если же говорить об абсолютных цифрах, то Twitter оказался успешнее, чем даже Google.

Вот как теперь выглядит пятерка самых успешных IPO в истории технологической отрасли.

2. Twitter. Компанию оценили в 31 млрд. долл., а в ходе IPO акционеры привлекли 3 млрд. долл. инвестиций со стороны. Основатель компании Джек Дорси тут же стал миллиардером.

3. Google. В 2004 г. главная компания интернет-индустрии вышла на IPO и сумела привлечь 1,9 млрд. долл.. Девять лет назад эта сумма казалась огромной. При этом у Google, в отличие от Facebook и уж тем более Twitter, была внятная бизнес-модель: к моменту выхода на биржу компания умела зарабатывать деньги.

4. Яндекс. В 2011 г. российская компания вышла на биржу и привлекла 1,3 млрд. долл. со стороны инвесторов. Для мирового, а не только российского интернет-бизнеса, это стало оглушительным успехом.

5. В 1999 г. компания Infonet Services привлекла через процедуру IPO 1,07 млрд. долл. Это крупнейшее IPO технологического гиганта в истории, которое сначала породило всеобщий бум на инвестиции в интернет-стартапы. Потом бум сменился разочарованием и «крахом доткомов», от которого интернет-индустрия пыталась оправиться все эти десять лет.

Но не все так радужно, как может показаться. Безусловно, интернет-индустрия в настоящее время переживает «второе рождение», но и поныне не избавилась от проблемы, которые привели к пресловутому «краху доткомов» в начале 2000-х гг. Тот же Twitter остается убыточной компанией. Чистый убыток социального сервиса, рассчитанный по US GAAP, в третьем квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в три раза и составил 64,6 млн. долл. И это при том, что выручка сервиса стабильно растет и за отчетный период составила 168,6 млн. долл. Интернет-сервисы «новой волны», за небольшим исключением, все еще не умеют зарабатывать деньги.

Накануне IPO Twitter Коммиссия по биржам и ценным бумагам США предупредила инвесторов: всеобщий ажиотаж, который наблюдается вокруг ценных бумаг ИТ-гигантов, ничем не подкреплен, и в будущем многих из покупателей акций интернет-компаний может ждать серьезное разочарование. Причина для такого пессимизма банальна: устойчивых бизнес-моделей сегодня в интернет-индустрии практически ни у кого нет. Тот же Twitter может зарабатывать только на рекламе, но если ее станет слишком много, пользователи просто начнут уходить.

Еще одна причина беспокойства специалистов — замедление темпов роста пользовательской базы социальных сетей в США. Да, у компании уже 230 млн. пользователей, но каждый новый квартал ее аудитория прибавляется всего лишь на один-два миллиона в Соединенных Штатах. Это тревожный звонок.

Та же ситуация и с Facebook. Только у проекта Марка Цукерберга вдобавок есть еще одна проблема: от его использования отказываются подростки — самая активная часть интернет-аудитории.

Вдобавок накануне размещения разразился скандал. Две финансовые компании подали иск к Twitter на 124 млн. долл. Twitter обвинили в попытке организовать продажу инвесторам акций сотрудников и других лиц на сумму 278 млн. долл. Пока сервис микроблогов отрицает все обвинения. Что-то подобное, кстати, было и в истории IPO Facebook.

Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что хотя ажиотаж вокруг акций интернет-гигантов сейчас нешуточный, инвесторам нужно хорошо подумать. Рынок перегрет, это очевидно. По этой же причине, кстати, «оракул из Омахи» Уорренн Баффет, который по праву считается лучшим финансистом планеты, воздерживается от инвестиций в интернет-проекты. Возможно, его примеру стоит последовать.

Источник: Константин Шиян, независимый журналист,