13 ноября 2013 г.

В отчетах аналитиков утверждается, что на глобальном рынке доля мобильных устройств под управлением ОС Google Android достигла 80%. Но списывать со счетов iOS и спешно переходить на разработку Android-приложений еще рано: позиции ОС Google далеко не так сильны, как кажется.

В последние дни работники ИТ-индустрии обсуждают новый отчет * аналитиков IDC, согласно которому операционная система Android заняла 80% глобального рынка платформ для смартфонов. По мнению экспертов, в третьем квартале 2013 года в мире было отгружено 261,1 млн. смартфонов – рост  в годовом исчислении на 39,9%. Из них 211,6 млн. работали под управлением Android, а 33,8 млн. - под управлением iOS. Таким образом, долю операционной системы Apple аналитики оценили всего в 12,9%.

За последний год, если верить IDC, доля Android выросла на 6,1 процентных пункта, а доля iOS – уменьшилась на 2,5 процентных пункта.  Похожие цифры, кстати сказать, приводят** и аналитики из компании ABI Research.

Кажется, потребитель свой выбор сделал и более не хочет  переплачивать за экосистему Apple. Для разработчиков ПО это вообще однозначный сигнал: вопреки устоявшимся традициям, сначала нужно делать приложения для Android, и только затем - для iOS. Подобных рекомендаций в профильных западных СМИ появляется все больше. Но вряд ли стоит им следовать. И вот почему.

1. Дело в том, что стремительный рост Android в последние годы - следствие того, что рынок смартфонов в не слишком богатых Индии и Китае переживает настоящий бум. Но, сколько бы местным жителям ни хотелось приобрести iPhone, позволить это себе  могут единицы. Поэтому большинство покупателей  Юго-Восточной Азии выбирают смартфоны на Android местного производства.

Вряд ли разработчикам приложений и сервисов стоит ориентироваться на этих пользователей: вероятность того, что они  будут платить за контент, ничтожно мала. С другой стороны, обладатели   гаджетов  под управлением iOS готовы платить за ПО и сервисы.

Тот, кто бывал в странах Западной Европы и Северной Америки, вряд ли согласится с утверждением, что четыре из пяти пользователей мобильных девайсов в этих странах выбирают Android. Очевидно, что это не так.

2. Самые активные покупатели мобильных приложений и цифрового контента - граждане США. А 40% продаваемых в США смартфонов - это айфоны. Android здесь занимает 51% рынка. Разница не такая уж большая, а с учетом того, что пользователи гаджетов Apple намного активнее остальных, становится очевидно, что iOS - все еще самая прибыльная платформа для разработчиков и издателей мобильных приложений.

3. Если доля Android у аналитиков IDC превышает 80%, то это отнюдь не значит, что сейчас 80% всех владельцев смартфонов в мире - пользователи этой ОС. Это значит только то, что в отчетном периоде производители гаджетов под управлением платформы Google отгрузили в магазины четыре из пяти всех смартфонов, которые попали за эти три месяца на полки магазинов.

Если же бизнес потребителей этой информации завязан на самих пользователях смартфонов, то руководствоваться такого рода  статистикой нужно с осторожностью. Ведь далеко не все (если не сказать больше - меньшинство) пользователи приобрели свои смартфоны именно в третьем квартале 2013 года.

В конце концов, у огромного количества людей есть сразу два смартфона: один на Android, другой - на iOS. Выбирая платформу для своего приложения и  ориентируясь именно на таких, «хардкорных», пользователей, нужно всегда делать ставку на iOS. Все знают, что приложения под iOS работают лучше и  выглядят  изящнее (у платформы Apple нет проблем с фрагментарностью). Поэтому если потребитель стоит перед выбором: заплатить 5 долл. за приложение в AppStore или те же 5  долл. за его аналог в Google Play, он почти со стопроцентной вероятностью выберет первое. Это тоже надо учитывать.

4. Пользовательская база iOS - монолит, а база владельцев Android-смартфонов - сразу несколько рынков.

Практически все приложения, выпущенные когда-либо для первых версий iPhone, безупречно работают и поныне. С Android все не так. Согласно статистике, предоставленной http://developer.android.com/about/dashboards/index.html самой Google, сейчас только 2,3% пользователей Android используют ее новую версию 4.3. Доля тех, которые вообще смогли когда-либо перейти на Jelly Bean - не более 50% общего числа пользователей. Но что еще печальнее - 26,3% владельцев смартфонов на платформе Google вообще пользуются «доисторической» Android 2.3 Gingerbread.

Добавьте к этому еще одну проблему платформы: для нее выпущено огромное количество различных устройств разной мощности и с разными размерами экранов. Не факт, что  приложение, которое, скажем, идеально работает на Samsung Galaxy S4, будет так же хорошо работать на Motorola Moto X или какой-нибудь китайской поделке.

Протестировать же его на всех устройствах нет никакой возможности. Вот и получается, что разработчик Android-приложений каждый раз выпускает продукт «наугад», не имея точного представления о том, какова для него емкость рынка на самом деле.

* http://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS24442013
** http://www.marketwatch.com/story/ios-smartphone-market-share-stagnant-at-14-while-windows-phone-climbs-165-year-on-year-to-4-of-3q-world-market-according-to-abi-research-2013-10-29?reflink=MW_news_stmp

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE