15 ноября 2013 г.

С нового года налог на торговую и офисную недвижимость резко повышается: начислять его будут исходя из кадастровой стоимости, а не из балансовой. Кадастровая стоимость близка к рыночной, которая у нас  по разным причинам весьма высока, значит, и налоговые отчисления будут значительными.

Всё  началось 20 сентября, когда Госдума в первом чтении приняла закон «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса РФ». 2 ноября Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Через три дня – 5 ноября – правительство Москвы, приводя столичные законы в соответствие с  федеральными нормами, одобрило законопроект о внесении изменений в Закон Москвы № 64 от 5 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» и в ближайшее время он, скорее всего, будет утвержден Мосгордумой. В проекте закона налоговая ставка для московской торговой и офисной недвижимости установлена в 0,9% на 2014 год и будет расти до 2018 года, когда составит 2,0%.

Перечень фирм-«льготников», которые освобождаются  от уплаты налога на недвижимость, в новом московском законе существенно расширен. Кроме бюджетных и религиозных организаций к ним относятся объекты городского пассажирского транспорта и метрополитена, инновационные центры, объекты оборонного характера, фирмы, использующие труд инвалидов, и т. д. Кроме того, предположительно будет сделан необлагаемый налогом вычет для площадей до 300 кв. метров, что, как предполагают, смягчит условия для малого и среднего бизнеса.

По оценкам московского правительства, измененные налоговые ставки коснуться каждой пятой компании, но и в этом случае новый закон только в следующем году позволит увеличить налоговые поступления в городской бюджет на 15 млрд. рублей. Данных по другим субъектам федерации нет, но по понятным причинам ситуация там будет аналогична московской.

На практике новые правила затронут гораздо большее количество компаний, чем декларируемые 20%. Многие фирмы помещения арендуют, поэтому новые правила коснутся их не напрямую, а опосредованно – через увеличение арендной платы собственниками недвижимости. Причем повышать арендную плату будут как владельцы, не попавшие в число льготников, так и пользующиеся льготами, но решившие воспользоваться новыми правилами налогообложения для увеличения стоимости аренды.

Конечно, затраты на аренду – далеко не единственные в расходной части бюджета компаний, но в данном случае они могут заметно повлиять на финансовые показатели. Впрочем,  взлетевшая стоимость аренды – мощный стимул для оптимизации, причем прежде всего для компаний розничной торговли, бизнес которых невозможен без торговых залов. Разумеется, вариаций много – удаленная работа части сотрудников, привлечение аутсорсинговых партнеров и т. д.

Для торговых компаний один из способов  оптимизации – внедрение и расширение e-Commerce, причем как В2В (но тут многое зависит от ИТ-систем поставщиков), так и В2С (а вот тут все в руках компаний). Интересно, что в данном случае фирмы, занимающиеся ИТ-розницей, находятся в наилучшей ситуации – продукцию они предлагают «коробочную», а потенциальные клиенты к дистанционным покупкам приучены. Очевидно, что другим розничным бизнесам в данном случае будет сложнее, но и они смогут  развивать интернет-продажи. Похоже, наступает «горячая страда» для компаний, разрабатывающих, внедряющих и продвигающих e-Commerce-системы. Причем в данном случае электронную коммерцию следует понимать шире, чем решения, позволяющие пользователям оформлять заказы через Интернет, к ней относятся, например, shop-in-shop-системы, размещаемые в торговых залах терминалы для самостоятельного оформления заказов покупателями, и другие решения.

Также повышенным спросом должны пользоваться решения для интенсификации продаж в традиционной рознице – наряду с упомянутым выше shop-in-shop, Digital Signage во всех формах. Правда, в отличие от решений для интернет-заказов, которые стали достаточно привычны, для продвижения ИТ-решений для торговых залов понадобятся дополнительные усилия, направленные на популяризацию таких систем.

Источник: Александр Маляревский