20 ноября 2013 г.

В массовом сознании iPhone все еще остается главным смартфоном планеты. Это, может быть, все еще так, но Apple уже давно не главный игрок на рынке мобильных гаджетов. Более того, эта компания демонстрирует далеко не самую лучшую динамику продаж на рынке.

Аналитическая компания Gartner подсчитала(1), что по итогам третьего квартала 2013 года корпорация Samsung заняла 32% глобального рынка смартфонов, Apple - только 12%. Год назад, в третьем квартале 2012-го, компания из США контролировала 14% рынка. То есть де-факто Samsung оказалась сильнее.

Тем не менее, обе компании нарастили объем продаж в абсолютных значениях: аналитики говорят, что Samsung продала 80,36 млн. смартфонов (против 55 млн. в июле-сентябре 2012 года), Apple - 30,33 млн. (против 24,6 млн.) iPhone. Но вот Samsung за год нарастила продажи на 46%, а Apple - только на 23%.

В общем, рынок растет, и Apple за ним не поспевает (продажи растут в два раза медленнее рынка), конкуренты стали проворнее, поэтому перспективы для «яблочной» корпорации не слишком  радужные: доля iPhone будет и дальше сокращаться.

Почему стратегия Samsung оказалась успешнее? Причин сразу несколько.

1. Более широкий ассортимент. Apple только несколько недель назад решилась на расширение своей продуктовой линейки. Теперь в ассортименте компании есть «бюджетный» iPhone 5C, который отличается от флагманской модели отсутствием сканера отпечатков пальцев, более слабой начинкой и пластиковым корпусом. Но бюджетная модель оказалась дешевле топовой в США всего на 100 долл. В итоге 5C продано намного меньше, чем 5S. Модель не пошла.

Что касается Samsung, то она не стала искать «идеальный» форм-фактор и «идеальную» цену своего топового смартфона, а просто завалила рынок моделями всевозможных размеров и цен. Потребителю предложили широкий выбор, и он это оценил. Samsung выпускает модели для малоимущих  потребителей, для средних, для богатых. Представители всех трех категорий могут подобрать устройство, подходящее им по размеру, начинке и цене.

Нежелание Apple «запутывать» потребителя большим количеством разных моделей изначально казалось прекрасной стратегией, но в итоге оказалось, что это не так.

2. Работа в сегменте low-budget. Каждый потребитель мобильных устройств знает: Apple это как BMW в мире автомобилей, а Samsung - это как General Motors. Первые выпускают исключительно дорогие продукты, идеальные с точки зрения потребительских характеристик. Вторые - пытаются удовлетворить потребителей с разным кошельком, но самые продаваемые их модели - бюджетные.

Что получается в итоге? Как правило,  не очень богатый и разборчивый покупатель бюджетного смартфона (или автомобиля) становится приверженцем бренда, а когда «созревает» для того, чтобы купить новый, более совершенный продукт, то обычно выбирает товар той же марки. Иными словами, пользователь, который сначала купил бюджетный смартфон Samsung за 250 долл., довольно часто покупает потом топовое устройство, но тоже Samsung, а не Apple или HTC.

У ориентации на сегмент устройств премиум-класса есть еще одна проблема. Развитые рынки Северной Америки и Европы стагнируют, а рынки Азии, Восточной Европы и Африки, наоборот, переживают период бурного роста. Но большинство тамошних потребителей совсем не богаты, поэтому им нужны дешевые устройства. Apple же пока эти рынки просто игнорирует, взявшись только за Китай, в котором, опять же, богатых покупателей  полно, но Apple не пользуется успехом у  большинства.

3. Android сделала большой шаг вперед. Если еще пару лет назад покупка Android-смартфона автоматически означала определенный компромисс («тормознутый» интерфейс, мало приложений и т.д.), то теперь это не так. Да, ассортимент Google Play все еще меньше, чем у AppStore, но большинство самых популярных сервисов теперь доступно и пользователям Android. Сами телефоны на базе ОС Google в чем-то стали даже более продвинутыми (у них есть виджеты, они поддерживают Flash, с их помощью проще обмениваться файлами т.д.), чем айфоны.

Кажется, инженеры Google работают над усовершенствованием своей системы уже намного энергичнее инженеров Apple. Многим экспертам уже очевидно: Android развивается быстрее iOS.

4. Качество дешевых смартфонов стало быстро повышаться. Сегодня на рынке полным-полно устройств по цене 200-300 долл., которые практически ничем не уступают (по техническим характеристикам, разумеется) последним моделям iPhone. Тренд тут, опять-таки, сначала заложила Google с линейкой гаджетов Nexus. Потом его поддержали Acer, Lenovo, Xiaomi и ряд других компаний «второго эшелона». Строго говоря, для того, чтобы сегодня получить качественный инновационный смартфон с мощной начинкой, совсем не обязательно покупать iPhone или Samsung Galaxy S4.

5. Приложения для Android дешевле. Так уж сложилось, что платить сотни долларов за приложения потребители оказались готовы, главным образом, только в Америке и Европе. В других регионах массовый  потребитель все еще не желает платить за программные продукты. Но лучшие программы для iOS - по-прежнему, платные, а их Android-версии - часто бесплатные. Характерный пример: игровое приложение Angry Birds.

Конечно, в большинстве своем приложения для iOS выглядят и работают все еще лучше, чем на Android, но эти отличия уже не так заметны, как прежде. И растущая армия потребителей смартфонов это понимает.

(1)http://www.gartner.com/newsroom/id/2623415

Источник: Константин Шиян, независимый журналист