20 ноября 2013 г.

Развитие технологий производства жидкокристаллических панелей, наконец, позволило выпустить  дисплеи с отличными от плоской поверхностями, причем делать это в промышленных масштабах.

В уходящем году технологические лидеры продемонстрировали и прототипы, и серийные модели с изогнутыми дисплеями, причем как телевизоров, так и смартфонов, и даже электронных книг. Станут ли устройства с неплоскими экранами  драйверами рынка в наступающем 2014 году? Если да, то, пожалуй,  только в узком сегменте нишевого рынка digital signage – «цифровых витрин» – но никак не массовых рынков телевизоров или смартфонов.

По вполне понятным причинам изогнутый  дисплей в обозримом будущем обойдется дороже плоского конкурента с аналогичными основными параметрами (яркость, контрастность, время отклика, угол обзора и т. д.). Поэтому  девайсы с «кривыми дисплеями» должны предоставлять некоторые дополнительные возможности, оправдывающие более высокую цену. Причем возможности актуальные и очевидные для массового пользователя. Это справедливо даже для растущих рынков, а для стагнирующих  - вдвойне.

Вспомним давние времена: когда дисплеи и телевизоры, построенные на электронно-лучевых трубках, получали плоские экраны взамен выпуклых, то основной аргумент в пользу инноваций был прост - изображение не имеет  искажений по краям. Но для большинства сегментов изогнутые дисплеи никаких значимых изменений в эргономике не создают.

Например, в случае с показанным на недавней  выставке CES 2013 прототипом смартфона Samsung с  «граненым экраном» (правая сторона дисплея «отогнута» относительно основной плоскости) мы имеем обратную ситуацию: изображение по краю  искажено. На этом фоне оснащенные  изогнутыми дисплеями LG flex и Samsung Galaxy Round выглядят весьма эргономичными – наличие инноваций в этих моделях, во всяком случае, ничего заметно не ухудшило. Впрочем, и не улучшило. Несколько более эргономичное расположение «изогнутого» смартфона в руке и чуть обновленные возможности управления (лежащим на твердой ровной поверхности девайсом можно управлять, покачивая его) не тянут на новые возможности, способные  взорвать рынок. Словом, «изогнутость» девайсов в данном случае не настолько заметна, чтобы выделить владельца смартфона из толпы...

Мобильные устройства могут иметь изогнутые экраны не только на жидких кристаллах. Например, электронная книга Wexler Flex One получила изогнутый e-ink-экран. Однако на основные характеристики эргономики это также не повлияло, модель не произвела фурор на рынке и уже более полугода остается единственной в своем роде.

Что касается телевизоров, то изогнутый  дисплей здесь тоже неочевиден. Демонстрируя своего «криводисплейного» первенца (55EA9800),  LG акцентировала внимание на необычности внешнего вида модели и улучшенной  эргономике. Но – увы! – для того чтобы  изменить  телевизор изогнутости дисплея явно надостаточно. Теоретически изогнутость может добавлять реализма изображению – при определенном положении зрителя все точки экрана находятся от него почти на равном расстоянии; такой же подход применяют и для экранов традиционных кинотеатров. Однако размеры экрана телевизора много меньше,  поэтому описанный эффект малозаметен, но это даже хорошо – «зона комфортного просмотра» была бы слишком мала.

Про модели с изогнутыми дисплеями для массового рынка компьютерных мониторов, по счастью, ничего не слышно. Такие дисплеи актуальны для некоторых специализированных решений – например, для тренажеров – но это, мягко говоря, не массовый рынок.

А вот на рынке digital signage изогнутые дисплеи применение находят. Сейчас этот рынок на подъеме, решения там встречаются самые необычные, даже изящные, кроме того, область применения много шире, чем непосредственно витрины магазинов – ds-инсталляции используют в самых разных публичных пространствах: от аэропортов до выставок, от рекламных площадок до инфокиосков. Решения могут выглядеть весьма эффектно (например, как инсталляция в московском торговом комплексе «Атриум», показанная на фото), но встречаются нечасто. Большинство ds-решений – заметим, как и традиционных витрин – были и остаются плоскими, изогнутые достаточно редки. Причина не только в большей стоимости, но и в особенностях восприятия – по понятным причинам информацию с круглой афишной тумбы считать сложнее, чем с плоского билборда, хотя тумба привлекает дополнительное внимание своей экзотичностью. Поэтому изогнутые ds-решения используют с осторожностью.

Как видно, изогнутые дисплеи сегодня актуальны не просто для нишевых решений, их используют для «ниши в нише». Тенденций, способных изменить сегодняшнее положение дел, не наблюдается, поэтому в ближайший год в ситуации с  изогнутыми дисплеями вряд ли что-то принципиально изменится.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE