10 февраля 2014 г.

Четыре года назад, сразу после того, как основатель Apple Стив Джобс показал свое последнее творение - iPad – казалось: вот он, компьютер будущего.

Сейчас, когда страсти вокруг новой категории электронных гаджетов улеглись, настало время взглянуть правде в глаза: «таблетки» - это никакие не компьютеры будущего. Более того, может случиться так, что через несколько лет ведущие вендоры их вовсе перестанут выпускать.

Эффект завышенных ожиданий, связанных  с планшетами, во многом был обусловлен  тем, что пользователи откровеннно «устали» от традиционных ПК - настольных копьютеров и ноутбуков. Пользователи, с одной стороны, хотят от своих рабочих гаджетов большей мобильности и более простых интерфейсов, а с другой - не собираются жертвовать традиционными удобствами.

Планшет же, вопреки еще недавно расхожему мнению, не может предложить ни настоящей мобильности, ни полноценного доступа к рабочим инструментам. По сути, планшет из-за небольшого экрана не позволяет работать сколько-нибудь долго с документами: уже через час-два устают глаза, начинает болеть спина, суставы. С другой стороны, никаких особенных преимуществ по сравнению с теми же ноутбуками он тоже не дает. Не выглядят убедительными и эксперименты с подключаемыми клавиатурами и внешними мониторами. Как показывает опыт, стать полноценным рабочим инструментом планшетник не может, сколько периферии к нему не покупай.

Этот тезис хорошо подтверждают довольно слабые продажи «рабочих» планшетов Microsoft Surface Pro. Спрос на них откровенно вялый, и как изменить это обстоятельство в корпорации действительно не знают. Apple же и вовсе отказывается позиционировать свои планшеты как инструменты для работы над документами. В качестве же инструмента для развлечений «таблетки» тоже проигрывают и ПК, и игровым консолям, и смартфонам. Последние выглядят предпочтительнее за счет своих габаритов: играть в Angry Birds на смартфоне можно одной рукой, находясь  в транспорте. С планшетами так не получатся.

Поэтому для миллионов покупателей планшеты  стали разочарованием. Одни  подарили их впоследствии детям, другие  забросили на дальнюю полку в шкафу. Своим опытом, в частности, недавно поделился Зал Билимориа [1], партнер Andreesse Horowitz. Он пишет, что поначалу был буквально очарован планшетами, но теперь «осознал, насколько неуместно было это восхищение». А потому, несмотря на то, что продажи такого рода устройств уже превысили 225 млн. штук, в будущем их  неизбежно ждет закат.

Причины - в том, что «таблетки» не помогли  людям  избавиться от ПК или смартфонов. «Мы хотели устройство, которое можно бросить на диван, взять с собой на работу, вообще носить везде. Но в действительности они не могут  справиться ни с одной из задач, решение которых на них возлагали», - объясняет Билимориа.

Эксперт, работающий сейчас в Netflix, говорит, что количество пользователей их сервиса среди владельцев смартфонов постоянно растет, а вот среди владельцев  планшетов - падает. Главная причина состоит  в том, что большинство пользователей планшетов подключаются к Интернету только через Wi-Fi, а вот в смартфоне Сеть  может быть всегда. Лишь у 12% планшетов, которыми пользуются в мире, есть возможность [2] мобильного подключения к Сети. А поскольку Wi-Fi имеется  далеко не везде, а без этого любой электронный девайс почти бесполезен, то таковыми  можно считать 88% всех планшетов, которые когда-либо были куплены. В российских реалиях ситуация с доступом в Интернет в публичных местах еще более удручающая, чем в США,  поэтому и пользы от «таблеток» еще меньше.

Последние данные компании IDC показывают [3], что эта категория мобильных гаджетов уже, похоже, пережила пик своей популярности. Но если на насыщение рынка ПК ушло три десятилетия, то планшетам на это понадобилось только четыре года. Пользователи поняли: без «таблеток» вполне можно  обойтись.

Проблему, очевидно, осознали и в Apple. Корпорация теперь фокусируется на инновациях для смартфонов. В последнее время появляется все больше слухов о том, что в этом году Apple представит 5-дюймовые смартфоны.

Впрочем, вряд ли планшеты исчезнут полностью. Просто они займут нишу специализированных дешевых компьютеров  преимущественно для  сфере образования. Их также будут использовать узкие специалисты: врачи, например. Вряд ли они исчезнут и из рецепций в отелях. Вероятнее всего, их будут применять  [4] для решения небольшого числа специализированных задач.

Но массовому  потребителю они не нужны. И рынок поймет это окончательно уже через несколько лет. Планшеты заменят большие 5-дюймовые смартфоны. Samsung, кстати, не устает повторять, что продажи их «фаблетов» Galaxy Note превосходят все ожидания.


1) http://recode.net/2014/02/06/our-love-affair-with-the-tablet-is-over/
2) https://www.npd.com/wps/portal/npd/us/news/press-releases/cellular-connections-on-tablets-increase-48-percent-in-first-quarter-of-2013-according-to-the-npd-group/
3) http://www.theguardian.com/technology/2014/jan/30/tablet-market-grows-slowly-apple-regains-share
4) http://www.theguardian.com/technology/2014/jan/30/tablet-market-grows-slowly-apple-regains-share

Источник: Константин Шиян, независимый журналист