25 апреля 2014 г.

Андрей Гершфельд
Исторически сложилось так, что словосочетание «российский ИТ-стартап» неизменно вызывает довольно противоречивые эмоции как у инвесторов (особенно у зарубежных, о них речь пойдет отдельно), так и у потребителей. С чем это связано?

Может быть, российские стартапы имеют какие-то особенности, которые делают их непохожими на проекты из США или, например, из Китая? Да, действительно имеют, и таких особенностей достаточно много.

Прежде чем рассмотреть каждую из них, следует отметить, что сегодня количество местных стартапов стабильно увеличивается на 30-40% в год. Отчасти это объясняется привлекательностью области. Так, в России годовой объем сделок по разным оценкам составляет от 400 млн. до 1,2 млрд. долл., причем общее потенциальное предложение оценивается в 1,5-2 млрд. долл.

Однако даже за грант в размере 30-40 тыс. долл. российские стартаперы должны бороться, продираясь через бюрократические дебри. Поэтому вполне естественно, что они ищут новые пути финансирования, в том числе на венчурном рынке.

В основном рост количества стартапов идет за счет проектов, ориентированных на потребительский сегмент, хотя растет и количество b2b-сервисов. Качество также постепенно повышается, однако для большинства проектов характерна одна черта – их целью является исключительно российский рынок, и никакого глобального потенциала они изначально не имеют. В своей основе это, как правило, клоны успешно работающих западных проектов. Тем не менее, данный факт едва ли можно считать зазорным по двум причинам.

Во-первых, российский рынок все еще отгорожен от Запада стеной языкового барьера, что автоматически повышает спрос на адаптированные копии известных продуктов. И действительно, зачем ждать локализации поискового сервиса или необходимой для бизнеса программы, если можно  воспользоваться доступными аналогами уже сейчас?

Во-вторых, сама модель клона вовсе не мешает стартаперам эффективно прорабатывать продукт, вносить в него свежие идеи и исправлять недочеты оригинала (а такие нередко существуют). Пример искать долго не придется: крупнейшая социальная сеть «ВКонтакте» хотя и не является инновацией по своей сути, в чем-то уже смогла превзойти свой прототип.

Для стартапера создание клона  -  наиболее легкий путь – можно не заниматься разработкой идеи и не выявлять целевую аудиторию, а сразу же начать собирать команду, обозначить способы монетизации и идти с конкретным предложением к инвесторам, причем в российском венчурном фонде получить средства необходимые для старта проекта проще. Здесь инвестора чаще всего интересуют лишь успешность зарубежного аналога и отсутствие у проекта серьезных конкурентов на локальном рынке. С западными инвесторами наладить диалог сложнее – они в первую очередь интересуются глобальными проектами, потенциал роста которых  ограничен меньше.

Однако не весь наш рынок ИТ-стартапов состоит исключительно из клонов. Существуют и уникальные проекты, известные далеко за пределами России. Тут уместно вспомнить такие компании, как Evernote, Veeam Software и некоторые другие, основатели которых смогли вовремя «нащупать» горячие рынки и выйти с уникальным решением. Естественно, количество таких «революционеров» сравнительно невелико. Инновационные стартапы появляются достаточно редко, и дело тут вовсе не в способностях ИТ-специалистов или пресловутом менталитете, а в отсутствии внимания со стороны инвесторов, которые не готовы идти на риски.

Встречается и такой сценарий: проект полностью разработан, инвестора найти удалось, но команда, занимающаяся реализацией проекта, не до конца справляется с его ведением и поддержкой на необходимом уровне. В результате успех стартапа, в том числе и финансовый, оказывается под большим вопросом, и тут необходима среда, которая поддержала бы проект именно на этом этапе.

Одно из перспективных решений – создание специальных экспертных площадок, в рамках которых основателям и руководителям таких компаний предоставлялась бы возможность на время присоединиться к команде опытных специалистов, способных оказать помощь в решении бизнес-задач любой сложности, например, стартовавший недавно ABRT-Mangrove CEO Camp, куда подали заявки порядка 150 различных проектов. Примечательно, что у его участников будет возможность не только блеснуть своими концепциями перед коллегами и инвесторами в России (первый этап пройдет в Санкт-Петербурге), но и получить уникальный опыт и ключевые контакты для развития своего бизнеса в сердце мира инноваций – Кремниевой Долине во время американской части  Deep Dive.

Для качественного скачка необходимо не обучение, а полноценная работа по запуску и развитию стартапа, которая нацелена на реальный результат, а учитывая, что сегодня по-настоящему востребованные на международной арене стартапы появляются на рынке примерно раз в два  года, подобная инициатива имеет хорошие  перспективы изменить ситуацию к лучшему и вывести российские ИТ-стартапы на новый уровень. Конечно, говорить о том, насколько динамично будет меняться устоявшаяся экосистема стартапов, пока преждевременно, но тенденцию определенно можно назвать положительной.

Источник: Андрей Гершфельд, инвестиционный директор ABRT Venture Fund