30 июля 2014 г.

Легендарный производитель электронных игр и приставок Nintendo терпит убытки. Как следует из нового финансового отчета компании, во втором квартале 2014 года объем продаж составил около 746 млн. долл (из них 77,7% пришлись на продажи за пределами Японии), снизившись по сравнению с тем же периодом 2013 г. на 8%. Чистые убытки составили около 99 млн. долл.

В компании объясняют свои неудачи тем, что у потребителей падает интерес к игровой консоли Wii U: пользователи все чаще играют на компьютерах или на приставках других вендоров. Кроме того, в Nintendo признают, что ее портативная консоль 3DS стала настоящим провалом на рынке.

Собственно, все эти цифры вряд ли можно назвать неожиданностью: Nintendo вот уже несколько лет не предлагает рынку никаких инновационных продуктов. В этом году японская компания рассчитывала на то, что интерес к ее гаджетам вырастет после выпуска новой игры Mario Kart 8, но потребители отнеслись к ней не с таким трепетом, как ожидалось.

Тем не менее, Nintendo все еще рассчитывает на то, что по итогам этого года целиком ей все же удастся показать прибыль. Но эксперты, опрошенные изданием The Wall Street Journal, полагают, что никаких поводов для оптимизма у менеджмента компании быть не должно. Аналитики говорят, что общий успех бизнеса японской компании напрямую зависит от продаж ее флагманского устройства — Nintendo Wii U, но здесь вряд ли стоит рассчитывать на чудеса.

Все дело в том, что в последнее время потребители покупают все меньше специализированных игровых консолей. Они также меньше проводят за ними времени, чем прежде: сказывается рост популярности смартфонов и планшетов. В качестве игровых платформ они подходят для потребителей куда больше, чем простые приставки. Что до портативной консоли 3DS, то она большинству потребителей просто не нужна: для игр они используют другие карманные устройства — смартфоны. Тем не менее, по причинам, которые понять довольно трудно, японская компания до сих пор отказывается от производства электронных игр для мобильных операционных систем. Большинство аналитиков называет такую стратегию ошибочной.

Еще одна ошибка Nintendo, о которой говорят эксперты, — в том, что она не использует франшизы от других популярных игровых продуктов. Sony и Microsoft активно договариваются с крупнейшими мировыми издателями вроде Activision, Electronic Arts или Skylanders о том, чтобы их игры выходили на Playstation и Xbox. Nintendo этого не делает, в результате чего суперпопулярные в мире блокбастеры пользователям ее приставки не доступны.

По сути, Nintendo пытается работать так же, как в свое время пробовала Apple: здесь верят, что и «железо», и программные продукты должна разрабатывать одна компания. Но Apple тоже уже отходит от этой стратегии, отдавая разработку ПО на аутсорсинг. Японская же компания продолжает упорно стоять на своем, хотя ошибочность этой стратегии очевидна уже многим экспертам.

Добавляет проблем Nintendo и тот факт, что продажи продуктов ее основных конкурентов — приставок Xbox One от Microsoft и PlayStation 4 от Sony — постоянно растут. Они и теснят Nintendo на общем падающем рынке.

В японской компании рассчитывают на то, что в этом году им удастся продать 3,6 млн своих приставок Wii U и около 12 млн единиц 3DS. Аналитики, однако, в такие прогнозы не верят.

В январе президент Nintendo Сатору Ивата пообещал представить инвесторам новый бизнес-план по развитию компании, который должен был вывести ее из кризиса. Этот план до сих пор представлен не был. Ивата лишь намекнул: его компания собирается выйти на рынок носимой электроники. Но что это будут за девайсы, пока неясно. И в то, что эти ультрапортативные игрушки станут новым драйвером для роста бизнеса компании, верится с трудом.

Тем не менее, шансы на то, что компания сможет оправиться от кризиса все же есть. «Не стоит забывать, что Nintendo — это огромный корабль, который не может затонуть, получив всего парочку пробоин в днище», — говорит в интервью Bloomberg Амир Анварзадех из BGC Partners, аналитической компании в Сингапуре.

Источник: Константин Шиян, независимый журналист