5 августа 2014 г.

По обнародованным данным Strategy Analytics, во втором квартале текущего года устройства на платформе Android заняли на рынке мобильных устройств 84,6% в штучном выражении. В такой ситуации все остальные платформы можно смело относить к категории «прочие». А ведь среди «прочих» оказались такие мощные и развитые системы с богатой историей, как iOS (11,9%), Windows Phone (2,7%), Blackberry (0,6%). Причем за последний год все три платформы существенно уменьшили свое присутствие, за аналогичный период 2013 они занимали, соответственно, 13,4%, 3,8% и 2,4%. Есть ли в таких условиях хотя бы малейшие перспективы у платформы Tizen, которую планирует вывести на рынок Samsung? Есть.

Аналитики Strategy Analytics отмечают, что сейчас рост популярности Android в «процентно-штучном» выражении определяется, во многом, господством платформы на рынке ultra-low-cost-устройств, которые по понятным причинам популярны в Африке, Юго-Восточной Азии, Индии и на других рынках, абонентов на которых принято считать «бедными». Эти рынки быстро растут, а к ним, вполне возможно, из-за известных политических событий в скором времени могут присоединиться и другие, например, украинский с российским.

Для продвижения устройств на рынках недорогих аппаратов стоимость смартфона играет крайне важную роль. Разумеется, в прямую ценовую войну никто из вендоров вступать не хочет, но при создании смартфонов экономят буквально «на спичках». Например, недавно анонсированная модель Alcatel One Touch Pop S7 LTE, продажи которой на российском рынке должны начаться в августе, использует фронтальную камеру с VGA-разрешением, а операторский «Билайн Смарт 2» снабжен основной камерой с сенсором 3 мегапиксела, но без автофокуса — остается только удивляться, как вендоры в 2014 году такие комплектующие нашли-то... При такой жесткой экономии возможность не платить Google за использование Android становится для вендоров актуальной и привлекательной.

Многие считают, что Android — открытое программное обеспечение, а поэтому бесплатен. Но это не совсем так. Для того, чтобы предустановленный Android был удобен в работе, вендору придется заплатить Google, но не за саму платформу, а за некоторые утилиты, которые создатель «зеленого робота» считает «опциональными». Однако к таким «опциям» отнесен, например, Google Play, который самостоятельно поставить обычному пользователю проблематично, так что в большинстве случаев вендоры все же платят. Сэкономить пару десятков долларов на роялти Google можно или устанавливая бесплатную версию Android (но тогда у большинства абонентов с этой моделью возникнут проблемы), или применяя другую платформу, которая для вендора будет бесплатной. Для второго варианта Tizen хорошо подойдет.

Tizen выгоден. Устанавливая собственную операционную систему на часть производимых смартфонов, Samsung будет экономить на не-отчислении роялти для Google. Интересно, что опыт с проприентарной «операционкой» у Samsung есть — в течение нескольких лет корпорация вполне успешно продвигала смартфоны Wave на собственной платформе Bada. Гаджеты на этой платформе занимали до 3% мирового рынка смартфонов (в натуральном выражении). Ничего удивительного: системы Wave по части технических характеристик аппаратной составляющей были для своего времени весьма приличными — линейка систем на Bada представляла собой аналоги наиболее популярных систем Samsung на мобильной платформе Google, только вместо Android на них была установлена проприентарная «операционка».

Может показаться, что 3% — незначительный объем, но это, заметим, больше, чем сейчас, по данным Strategy Analytics, занимают устройства на платформах Windows Phone и Blackberry OS, и четверть от объема продаж в штучном выражении «великих и ужасных» iPhone. Напомним, что за рассматриваемый нами второй квартал текущего года, по данным Strategy Analytics, в мире было продано 249,3 миллиона смартфонов. Легко видеть, что если популярность платформы Tizen, сменившей Bada, будет сравнима, то годовая выгода Samsung от развития проприентарной OS будет измеряться сотнями миллионов долларов.

Для многих абонентов — за исключением относительно немногочисленных фанатов продукции Apple или платформы Android — совершенно безразлично, на какой операционной системе работает смартфон, ведь пользователь в основном взаимодействует с прикладными утилитами. А создать для платформы полный спектр наиболее востребованных утилит — плеер, браузеры, навигационные системы, клиенты социальных сетей, программы работы с почтой и т. д. — Samsung уж сможет: ресурсы компании достаточны и для разработки фирменных приложений, и для создания коммьюнити разработчиков.

Что может помешать Tizen обрести популярность, сравнимую с Bada? В качестве лобового конкурента аналитики называют Firefox OS. Однако, прямое сравнение Tizen с ней не совсем корректно. За Tizen стоит гигантская корпорация, производитель смартфонов «номер один» в мире, в то время как за Firefox OS нет ни одного из традиционных вендоров, хотя многие проявляют к ней интерес. То же самое можно сказать и о других альтернативных «операционках» для смартфонов — MeeGo и пр.

Единственным значимым препятствием, способным помешать Tizen проникнуть на рынок, является, как ни странно, Samsung. Корпорация может просто передумать, перестав выделать ресурсы на это направление, как это внезапно было сделано с Bada.

Однако, если Samsung все же решится выводить на рынок системы на новой платформе, то ресурсы будет тратить не только на разработку и производство, но и на продвижение продукции. И если работающие в канале фирмы будут внимательны, то они вполне могут получить часть этих ресурсов, которые в условиях кризиса окажутся для бизнеса совсем не лишними.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE