13 августа 2014 г.

«Вы уволены!» Мало найдется людей, которым бы по доброй воле захотелось услышать эту фразу. Но произносить ее — тоже не просто. Как выяснил Исследовательский центр портала Superjob, у большинства эйчаров подобный разговор с сотрудником вызывает исключительно отрицательные эмоции.

В ходе опроса 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб предприятий и организаций, которым приходилось сообщать сотрудникам об увольнении, выяснилось, что оставаться хладнокровными удается остаться лишь 17% из них.

Большинство же эйчаров призналось, что такие рабочие моменты вызывают у них массу негативных эмоций. 17% испытывают беспокойство, волнение, дискомфорт и напряжение. Еще 16% могли бы выразить свои эмоции искренним «мне очень жаль». Каждый девятый эйчар (11%) в такой ситуации чувствует неловкость, смущение и стыд, 3% мучаются угрызениями совести, 3% ощущают грусть и горечь, 2% — страх. О том, что в момент увольнения не подходящего их фирме сотрудника они испытывают облегчение, сказали четверо HR-менеджеров из каждых ста, а сознание своей ответственности или уверенность в собственной правоте придает сил всего 2 процентам опрошенных. У 12% эйчаров раз на раз не приходится и увольнение увольнению рознь.

И хотя в комментариях менеджеры по персоналу неоднократно утешали себя размышлениями о том, что сотрудников просто так не увольняют, очень часто уволенного им по-человечески жаль, хоть в интересах фирмы с ним и пора прощаться. «Ненавижу эту процедуру. Это, наверное, самое сложное в работе HR», — признавались респонденты. Поэтому две трети (64%) из них обычно заранее готовится к тяжелому и неприятному разговору. Несколько активнее подобный «аутотренинг» практикуют те, кому сравнительно редко приходилось увольнять сотрудников. 40% кадровиков, имеющих богатый опыт таких бесед, ведут их уже без всяких предварительных размышлений и колебаний.

Подготовка обычно заключается в том, что HR-менеджер тщательно подбирает слова. Так поступает 41% опрошенных. Около трети (31%) изучает и формулирует заранее причины увольнения, 17% — пытается «уменьшить стресс» и для этого перечисляет трудовые достижения и сильные стороны уволенного. 14% запасается ссылками на законы. По 11% кадровиков изучают личное дело увольняемого, расспрашивают о нем коллег и руководство, а также просчитывает возможные последствия отставки и возражения против нее. 9% «собираются с духом», а еще 8% — собирают не моральные силы, а факты нарушений и ошибок кандидата на уход, желательно — в письменном виде от начальства и работников смежных служб. Каждый двадцатый эйчар не ленится составить для увольняемого список полезных советов и пытается помочь ему с новым трудоустройством.

Собрать информацию о размере выплат и компенсаций, выбрать удобное время для беседы, подумать, как сохранить у человека лояльность компании даже при том, что она его отвергла, — перед решающим разговором именно этим вещам посвящают свое рабочее время по 2% менеджеров по кадрам.

Конечно, поясняли опрошенные, не стоит преувеличивать трагизм ситуации: очень редко увольнение бывает абсолютно неожиданным и беспочвенным, да и, напоминают кадровики, никто не застрахован от увольнения. Возможно именно поэтому сотрудники кадровых служб пытаются примерить ситуацию на себя и понять, что они хотели бы услышать в этом случае. «Страх, что когда-нибудь с тобой обойдутся так же, — жуткое чувство», — признавались HR-менеджеры.

Источник: Superjob.ru