26 сентября 2014 г.

Руководитель ФБР Джеймс Коми выразил недовольство тем, что Google и Apple нарушают право своих пользователей на приватность. Останется это заявление просто заявлением или перерастет во что-то большее, пока неясно, но сам факт уже должен вызывать беспокойство со стороны юристов и руководства обеих компаний.

Больше всего Коми не нравятся новые правила в области конфиденциальности данных пользователей, которые собирают о них их смартфоны. Один из самых влиятельных силовиков США подчеркнул, что забота о праве граждан на приватность — одна из ключевых функций правительства. И если силовые структуры здесь могут позволить себе какие-то исключения на случай возможного предотвращения террористических атак и других преступлений, то никакого права хранить и использовать информацию о пользователях Apple и Google не имеют.

Тем не менее, разоблачения Эдварда Сноудена Коми, конечно, не приветствует. По его словам, после них началася бум шифрования частных данных. В перспективе это может привести к тому, что власти и регуляторы вообще потеряют возможность выискивать преступников, и все это вообще приведет к неконтролируемым последствиям. По мнению директора ФБР, в перспетиве обязательно наступит день, когда жизнь людей может зависеть от того, что знают о ней спецслужбы. И если они о ней не будут знать ничего, это сулит большими проблемами в области национальной безопасности.

Видимо, эти заявления Коми прозвучали неслучайно. На днях руководство Google заявило о том, что собирается встроить функцию шифрования всех данных, передаваемых пользователями Android-устройств по Сети. Подобное нововведение появилось и у пользователей новой iOS 8. Фактически, это означает, что теперь все государственные органы не смогут получить доступ к информации отдельных пользователей даже в том случае, если у них будет на это ордер.

А вот что касается самих IT-компаний, то вся нужная им информация у них, конечно, будет. Вот только они запросто смогут ее скрыть от глаз властей.

Известный разоблачитель, основатель Wikileaks Джулиан Ассанж уже заявлял, что основная функция Google — сбор разведданных. На нем компания якобы зарабатывает 80% своей прибыли. Если точнее, то за то, что Google собирает информацию о своих клиентах, а затем продает данные рекламодателям или «другим». Также Ассанж подверг критике слоган Google «Не твори зла», назвав его обманом. Он «не вызывает мысли, что это большая и плохая американская корпорация», подчеркнул скандально известный расследователь.

Большое число вопросов со стороны американской прокуратуры вызывают и часы Apple Watch. Главный прокурор американского штата Коннектикут Джордж Джепсен опубликовал открытое письмо к Apple, в котором задает вопросы, где где будут храниться персональные данные и данные о здоровье пользователя Watch, насколько эти данные будут защищены от взлома и самой Apple. Наконец, Джепсена интересует, какие именно данные намерены собирать Apple и разработчики приложений.

В прошлом году те же вопросы у прокурора были к Google в связи с выходом Google Glass и часов под управлением ее операционной системы Android Wear.

Глава Apple Тим Кук на днях оправдывался: мол, никто в его компании не читает письма пользователей, а сама корпорация никак не монетизирует данные, собранные с iPhone и других устройств. «Мы не монетизируем информацию, которую вы храните на вашем iPhone или в сервисе iCloud. И мы не читаем ваши письма или личные послания, чтобы получить информацию для использования в маркетинговых целях. Наше программное обеспечение и сервисы разрабатываются для того, чтобы наши устройства становились лучше. Вот и все», — подчеркнул Кук. Он также заверил, что Apple никогда не будет сотрудничать с властями в вопросах передачи им личных данных пользователей.

Google тоже реагирует как может: в конце сентября компания создала организацию Simply Secure. Ее цель — упростить защиту пользовательских данных в интернете. «Simply Secure предлагает отличную возможность для разных групп работать над одной задачей — сделать инструменты безопасности и приватности более легкими для пользователей», — уточнил лава Simply Secure и менеджер по продукции Google Ideas Сара Синклер.

Так или иначе, все эти истории грозят двум ведущим IT-компаниям планеты большими проблемами. В свое время Google ушла с китайского рынка из-за того, что отказалась «сливать» местным властям данные китайских оппозиционеров и бизнесменов. А что, если по тем же причинам ей придется уйти с американского рынка? Пока такая перспектива выглядит фантастические, но первые «тревожные звоночки» уже прозвучали.

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE