21 октября 2014 г.
Будет ли дальнейший рост количества точек на мониторах и телевизорах? Конечно, будет! Более того — он уже происходит.
Сейчас на рынке стандарт FullHD стал практически нормой, почти вытеснив «обычный HD». Устройства с разрешением 4К становятся все популярнее, причем эта популярность растет быстрей, чем мы предполагали.
Зачем такое разрешение телевизору, все еще остается загадкой даже сегодня — видеоконтента с таким разрешением пока еще крайне мало; его немного даже HD-контента, для просмотра которого у пользователей уже много больше устройств, чем для 4К-видео. Кроме того, дистрибуция такого контента в ряде случаев упирается в «узкие места», например, 4К-фильм не помещается даже на Blu-ray-диск. Однако, уже достаточно распространены смартфоны и фотокамеры, позволяющие снимать 4К-видео самостоятельно, то есть 4К-телевизор уже имеет практическое применение, хотя 4К-каналы сегодня отсутствуют в достаточном количестве. Стоит ли покупать сегодня телевизор для каналов, которые будут распространены только завтра — вопрос открытый. Правда, многие отвечают на него утвердительно, и их логика проста: пройдет год-другой и 4К-контент станет заметно популярней, чем сейчас, и уж если покупать серьезный телевизор сегодня, то нужно позаботиться о том, чтобы он был актуальным в течение длительного времени).
С 4К-мониторами для компьютеров все проще. Современные компьютеры без особых проблем работают с UltraHD-видео — производительность процессоров достаточная, 4К-сигнал уже способны выдавать видеокарты массовые, причем не только дискретные, но и интегрированные, причем даже применяемые в мини-ПК. По понятным причинам 4К-решения пользуются популярностью у профессионалов (от дизайнеров и фотографов до CAD-разработчиков и специалистов по видеонаблюдению), у требовательных пользователей, которые могут себе позволить устройства с топовыми характеристиками, а также у тех, кто покупает мониторы больших диагоналей, где высокое разрешение вполне оправданно (при меньшем становятся заметны пикселы). Растет популярность 4К-мониторов и у геймеров, хотя чтобы прорисовывать игровые миры с такой детализацией нужны очень мощные видеокарты с многоядерными графическими процессорами.
Но хотя 4К не успело стать стандартом, уже появляются решения с разрешением 5К. Их мало, пока они больше экзотика, чем реальный массовый товар, пусть даже в нише профессиональных решений или для элитных пользователей, но они уже есть.
Монитор 5К-экраном этой осенью первым продемонстрировал Dell — модель получила индекс UP2715K. При диагонали в 27 дюймов новинка получила матрицу размером 5120×2880 точек и, соответственно, их линейной плотностью в 218 пикселей на дюйм. На этот монитор можно вывести без масштабирования изображение в 14,7 Мпикселей, в то время как на «обычный 4К» — только 8,3. Однако, «узким местом» в данном случае становится интерфейс между видеокартой и дисплеем — имеющийся DisplayPort 1.2 не обеспечивает нужной пропускной способности. Поэтому монитор нужно подключать сразу к двум портам видеокарты, которая практически использует его как два монитора с более «демократичным» количеством точек, хотя для пользователя это незаметно. Цена вопроса — 2500 долл, что за профессиональное решение с топовыми характеристиками совсем немного.
Интерес к 5К-решением поднял анонс новый iMac с Retina-дисплеем в 27 дюймов и тем же количеством точек (5120×2880). Но если iMac с 4К-дисплеями допускали подключение в качестве внешнего монитора, то новинка этого не позволяет. Причина все в том же: DisplayPort 1.2 не обеспечивает достаточной пропускной способности, а использовать два кабеля для подключения одного монитора — недостаточно эстетично, с точки зрения Apple. Скорее всего, именно поэтому компания не стала выводить на рынок Retina Thunderbolt Display с 5К-изображением. Принято считать, что ситуацию исправит появление DisplayPort 1.3, но это произойдет только в следующем году, более точную дату пока назвать затруднительно. Цена 5К-iMac на северамериканском рынке тоже находится в районе 2500 долл.
Однако, «гонка мегапикселов» среди мониторов продолжается. Например, осенью LG продемонстрировала на сентябрьской IFA панель с разрешением 8К! Такое разрешение уже получило название Super Hi-Vision или Ultra Hight Definition Video (7680×4320). Конечно, эта панель с диагональю 98 дюймов лишь прототип, но ее наличие демонстрирует направление движения разработчиков. Есть мнение, что 8К-разрешение весьма близко к пределу естественных возможностей человеческого восприятия, Ричард Хадди (AMD) считает, что при увеличении количества точек свыше 8000×6000 улучшения качества изображения уже не заметит даже человек с идеальным зрением.
Заметим, что LG в этом вопросе не является пионером — на январском CES этого года корпорация Sharp уже демонстрировала 8К-панель, правда меньшего размера — 85 дюймов — но она позволяла создавать стереоизображение, видимое человеком без специальных очков. В том же январе японская корпорация NHK продемонстрировала передачу телевизионного 8К-сигнала на расстояние 27 км по кабельному соединению. Принято считать, что на рынок 8К-решения выйдут в заметном количестве не ранее 2020 года, когда толчок популярности трансляциям в Super Hi-Vision даст Олимпиада в Японии. Но первые коммерческие 8К-продукты и ориентированные на них пилотные 8К-телетрансляции в заметном количестве на рынке ожидают за два года до этого события — в 2018.
Что это означает для российских ритейлеров? Сегодня — ровным счетом ничего. Аналитики сходятся на том, что продажи 4К-решений займут в этом году не более 10% от общего количества телевизоров в натуральном выражении даже в декабре этого года. Это оптимистические, но вполне реалистические прогнозы — по данным IHS мировая доля 4К-телевизоров в мае составляла 5% в натуральном выражении, в апреле — 4%, а в феврале — 3%. Однако, аналитики IHS отмечали, что на мировую статистику существенное влияние оказывает Китай, на рынке которого присутствуют и продаются множество 4К-телевизоров, которые производители за пределы Поднебесной выводить не рискуют, зная, что по качеству изображения они проиграют корейским и японским конкурентам. Сегодня оптимальными для продвижения являются FullHD-телевизоры, которые, с одной стороны, имеют достаточно доступную цену, чтобы стать массовыми, с другой стороны, достаточно дорогие, чтобы их выгодно было продавать. 4К-ТВ иметь в ассортименте можно и нужно, но, похоже, в краткосрочной перспективе не следует рассчитывать на их активные продажи.
Однако, на рынке мониторов ситуация иная. Мониторы, поддерживающие 4К, продвигать уже можно, более того, это может быть весьма выгодно — кроме продажи дорогих устройств можно увеличивать сумму чека за счет предложения к ним новых видеокарт, а иногда и новых компьютеров.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE