27 января 2015 г.

Мировой рынок планшетов в наступившем году сократится на 11,8% в натуральном выражении по сравнению с прошедшим годом, считают аналитики Digitmes Research. Причина спада — насыщение рынка, прежде всего, в области верхнего и начального сегмента, а также возросшее давление со стороны смартфонов с большой диагональю экрана, а также ноутбуков. Детальный их прогноз совпадает с нашими предположениями по рынку планшетов.

Аналитики считают, что сильнее всего пострадает сегмент массовых семидюймовых моделей, которые на падающем рынке еще и свою долю сократят — с 51,5% до 44,3% (здесь и далее речь по-прежнему идет о мировом рынке в штучном выражении по сравнению год к году). Разумеется, снижение коснется как моделей на Android, так и устройств на iOS. Хотя продажи Apple — а компания будет оставаться лидером в планшетостроении — будут продолжать падать, сильнее всего пострадают производители малоизвестных марок «таблеток», считают аналитики Digitmes Research, хотя конкретных цифр для подтверждения своих слов не приводят. Однако, на падающем рынке планшетов, тем не менее, будут существовать и сегменты, на которых будет наблюдаться заметный рост продаж.

Возрастут продажи планшетов с большой диагональю — десять и более дюймов — причем рост будет значительный: порядка 20%. Очевидно, что кейсы для использования планшетов с диагональю 7 и 10 дюймов несколько различны. Удерживать в руках десятидюймовый планшет по понятным причинам несколько сложнее, чем семидюймовый, значит, планшет с дисплеем диагонали 10″ с большей вероятностью будет использован в «квазистационарных» условиях: в качестве альтернативы ноутбуку или даже настольному моноблоку. Аналитики Digitmes считают, что эти планшеты будут ориентированы на корпоративных потребителей и нишевое использование, однако, как мы уже отмечали, «нишевое использование» в планшета актуально не только корпоративным, но и частным пользователям.

Быстрый рост — на 50%! — аналитики предрекают планшетам и гибридным устройствам на Windows, что тоже ранее предсказано нами. Определенную роль будет играть «эффект низкой базы» — девайсы на платформе Microsoft занимают непозволительно малый процент рынка — о и развитые возможности для встраивания в корпоративные информационные системы с должным уровнем безопасности, управляемости, совместимости и других параметров, так необходимых корпоративным пользователям.

Для реселлеров из этого прогноза выводы максимально простые: ставьте на лидеров. От продаж noname-планшетов, как мы и говорили раньше, лучше отказаться, хотя бы для экономии ресурсов компании на продвижение более перспективных типов устройств.

Реселлерам придется выходить на корпоративный рынок «таблеток», но его еще придется сформировать, затрачивая на это немалый ресурс как технических специалистов, так и маркетологов с пиарщиками и рекламщиками. Но другого выхода нет: других выраженных зон роста на рынке планшетов не предвидится, а ожидание, пока корпоративных пользователей «раскачают» другие компании непродуктивно — кто будет участвовать в этом процессе, те и будут поставлять планшеты на корпоративный рынок, на первых порах он будет небольшой и на всех его не зватит.

Более перспективными могут показаться гибридные устройства — для конечных пользователей по причине модности, для реселлеров в силу большей цены. Но если на корпоративном рынке трансформеры будут очень популярны, то на рынке розничных продаж следует помнить о действии другого фактора — снижения покупательной способности населения и, как следствие, повышенного внимания к недорогим товарам или позволяющим оптимизировать начальные затраты на приобретение.

Сложности с потребительскими кредитами будут приводить к тому, что покупатели будут сами изобретать схемы приобретения оборудования «в рассрочку». Например, в этом месяце человек покупает планшет, а в следующем клавиатуру к нему, в результате получая все то же «гибридное устройство», но «в рассрочку». Ритейлерам нужно внимательно относиться к этой тенденции, предлагая покупателям готовые схемы и заодно обеспечивая лояльность при действиях людей в рамках этих схем. Например, продавая планшеты, которые с высокой вероятностью будут использоваться в качестве трансформеров — с диагональю восемь и более дюймов, работающие под управлением Windows и т. д. — стоит прилагать скидочный купон на приобретение опций: стендов, клавиатур, мышей и прочего оборудования. Вполне возможно, что в следующем месяце из-за изменений валютного курса опции даже с учетом скидки окажутся в рублях дороже, чем сегодня, но это уже от реселлеров не зависит.

Как видно, наступает время для креативных подходов и для агрессивного маркетинга. Денег не будет ни у кого и ни на что — у ритейлеров на продвижение, у покупателей на опции и т. д. — но при этом все прекрасно понимают, что хотя экономическая ситуация и не способствует продажам, но пока неспособна убить их полностью: пока людям будут нужны планшеты для работы, творчества или развлечений, будет и бизнес, способный такие устройства предложить, удовлетворив потребности клиентов, получив прибыль и оттерев конкурентов.

Источник: Александр Маляревский