Прошедший год стал очередным этапом развития департаментов ИТ в компаниях. Новые тенденции не оказали существенного влияния на численность ИT-подразделений, счи­тает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». Были сделаны определенные шаги по совершенствованию ИТ-обслуживания, что могло послужить поводом для сокращения штатов. Однако в то же время автоматизация бизнес-процессов требовала дополнительных человеческих ресурсов. В итоге ИT-команды уцелели, а в некоторых отраслях расширились.

Аутсорсинг

Четыре года назад кризис, по уверениям многих экспертов, «открыл дорогу аутсорсингу». Действительно, в 2008–2009 гг. на специализированные ИT-компании многие кандидаты смотрели как на вероятного работодателя (они подбирали высвобождавшихся в процессе сокращений специалистов). Обеспечив себя главным ресур­сом — человеческим, аутсорсеры стали активно развиваться. Еще пару лет назад многие ИТ-подразделения компаний относились к ним с большой опаской, рассматривая как возможных конкурентов. Но сейчас и те и другие поняли, что ИT-потребности у бизнеса растут так стремительно, что места хватает и тем и другим.

Так, обозначился рост спроса на услуги внешних провайдеров со стороны мелких предприятий, которые стремятся за счет привлечения сторонних специалистов снизить операционные расходы. Помимо этого аутсорсинг позволяет переводить капитальные затраты в разряд операционных расходов, что снижает налогооблагаемую базу.

Привлекают сторонних специалистов и крупные компании, но лишь для выполнения целевых проектов. Несмотря на бытующее мнение, что внутренние ИT-подразделения зачастую не могут продвигать собственный бизнес из-за перегруженности текущими эксплуатационными задачами, все чаще на аутсорсинг отдают именно исполнительские функции. Среди них, например, работа клиентского front-desk (первого уровня технической поддержки), эксплуатационно-техническое обслуживание сетей мобильной, фиксированной связи и широкополосного интернет-доступа.

«Последние тенденции на кадровом рынке опровергают мнение о неспособности внутренних ИТ-отделов к инновациям. Напротив, те отрасли, которые широко используют ИT-решения в производственных, управленческих процессах, на данный момент являются наиболее активными работодателями, — считает Вера Анисцына. — Яркий представитель — банковская сфера, где ИT сегодня не просто обеспечивают работу офисов, но и являются основой для продвижения новых предложений».

«Универсального рецепта, согласно которому можно сделать однозначный выбор в пользу одного или другого пути, нет, — утверждает Алексей Рогозин, руководитель информационного отдела одного из российских муниципалитетов. — На выбор организационного решения оказывают влияние как особенности самого бизнеса, так и субъективные факторы, скажем, инерция компании, „продвинутость“ и амбиции топ-менеджмента».

Определенным ограничением для развития аутсорсинга, по словам Анатолия Гавлика, инженера отдела эксплуатации сотовых сетей ЗАО «БайкалВест­Ком» (ОАО «Ростелеком»), является недостаточная зрелость рынка. «В частности, нельзя назвать полностью успешным наш опыт привлечения сторонней компании для создания и ведения электронного оперативного журнала состояния сотовой сети, одновременный доступ к которому имеют множество сотрудников, территориально разнесенных на большие расстояния. Причины: недостаточные техническая осведомленность и опыт „временных“ коллег в наших „узких“ вопросах, — замечает эксперт. — Из-за этого приходилось систематически отрывать от работы штатных сотрудников. Результат — затягивание сроков, несоблюдение графика и удорожание всего проекта».

В числе прочих факторов, тормозящих развитие аутсорсинга, предприниматели чаще всего называют обеспечение конфиденциальности информации и контроль деятельности привлеченных помощников.

«Внутренние проблемы аутсорсеров — недостаточная компетентность, отсутствие четких стандартов работы и контроля, — говорит независимый ИT-консультант Игорь Бобовский. — Помимо них есть внешняя причина: „ревность“ ИT-служб. ­Зачем руководству подразделения делиться полномочиями с кем бы то ни было, даже если эффективность этого сотрудничества налицо? Зачем допускать посторонних к распределению бюджета? Особенно если речь идет о компаниях с участием ­государственного ­капитала».

Облачные технологии

Одним из ключевых плюсов облачных услуг была оптимизация затрат на ИT-сопровождение, а вместе с ними и на штат внутренних служб. «Перспективы у облачных сервисов, безусловно, огромные. Процессы хранения данных, вычисления становятся на порядок удобнее, можно отказаться от тех или иных привычных носителей», — считает Дмитрий Самойлов, руководитель ИT-отдела группы компаний «ШАГ». Роман Шкобин, инже­нер по информационным системам ИT-отдела компании «Экомебель», замечает, что уже сегодня провайдеры предлагают несколько вариантов cloud-решений: рабочее место как сервис, инфраструктура как сервис, ПО как сервис. Это разнообразие позволяет практически любому виду бизнеса найти «свое облако».

Однако по мнению ряда экспертов, «маркетинговая активность поставщиков облачных услуг не подкреплена технической реализацией. Поэтому интерес к облачным технологиям многих компаний падает».

Провайдеры, между тем, поводов для волнений не усматривают, хотя и признают, что спрос на облака не такой, как хотелось бы. Они считают, что основная проблема в том, что заказчик пока не до конца осведомлен о преимуществах ­облачных технологий, воспри­нимает их как нечто чуждое и опасное. Кроме того, у руля ИT-департаментов еще немало представителей «старой гвардии», привыкшей к классическим схемам.

Но потребители тем временем объясняют свою осторожность весьма предметно. По словам Веры Анисцыной, большинство крупных игроков рынка ERP-систем, помимо традиционных решений, предлагают облачные аналоги, одним из плюсов которых становится дешевизна. Однако, несмотря на интерес к этой технологии, масштабных примеров ее внедрения в крупных компаниях практически нет. «На это есть причины. Первая — ограниченные возможности индивидуализации решений под каждого заказчика: при использовании ERP в облаке компании должны быть готовы адаптировать бизнес-процессы под решение, а не наоборот, — считает эксперт. — Вторая — жесткая привязка об­лака к Интернету. И последняя — ограничения в работе с персональными данными: в об­лаке есть риск потери конфиденциальной информации из-за недобросовестного отношения к делу сервисной компании, т. к. такого рода сведения хранятся удаленно».

«Пока вакансий, связанных с данной сферой, крайне мало, — поясняет Вера Анисцына, — и все они, как правило, поступают именно от разработчиков и провайдеров. Во внутренние службы компаний, конечно, предпочитают брать специалистов, знакомых с cloud computing, тем не менее это скорее требование на будущее».

Консьюмеризация

Проникновение смартфонов, планшетов и прочих устройств в корпоративное ИT-пространство тоже не сокращает объем работы для службы ИТ. Казалось, еще вчера персонал выполнял свои обязанности исключительно при помощи технологий, предоставленных компанией-работодателем. Сегодня же пользоваться некорпоративными мобильными сетями и устройствами в служебных целях — обычное дело. По словам Дмитрия Самойлова, планшет стал привычным инструментом ра­боты, это стирает границы ­между личными и бизнес-при­ложениями.

Это явление — BYOD (bring your own device) — принимает повсеместный характер. Но если поначалу сотрудникам нужен был только Wi-Fi, то сейчас потребности выросли. По словам управляющего директора компании «Май-Tech» Александра Балабанова, проникновение мобильных технологий началось с автоматизации бизнес-процессов ­логистических операторов. Оно получило продолжение в бизнес-процессах «полевых сотрудников», для которых необходимым функционалом является маршрутизация пути, сбор за­казов и маркетинговой инфор­мации. «Еще одним активным пользователем мобильных технологий является топ-менеджмент компаний, где требуется отражение в режиме online основных аналитических отчетов и ключевых показателей на планшетах и смартфонах», — пояс­няет эксперт.

Обеспечение мобильного доступа со смартфона к корпоративным ресурсам, удаленный доступ к документообороту, системе управления проектами, ERP, коммуникационные сервисы (телефония, средства интерактивного общения и т. п.) — эти задачи заставляют ИT-департаменты обеспечивать поддержку личных мобильных устройств сотрудников и одновременно защищать корпоративные данные. Именно безопасность беспроводных устройств является их уязвимым местом.

«Создание и защита мобильной ИT-структуры предприятия приобретает черты массового тренда. При этом широкий спектр задач, которые стоят ­перед ИT-департаментами, — лишний повод к расширению штата, — замечает Вера Анисцына. — ­Однако ограниченность ресурсов заставляет компании дозировать свои запросы, вследствие чего большинство работодателей пока не ищут сотрудников под эти цели. Хотя отчасти такой тренд сказывается на повышении спро­са на специалистов в сфере ИБ».

Подводя итог, эксперт «ЮНИТИ» делает вывод, что 2012 г. не стал переломным — глобальные тренды не отразились на численности штата ИT-подразделений. «Наиболее востребованы на данный момент специалисты по внедрению, причем ценится опыт подготовки и запуска конкретного продукта. При этом выделить здесь какую-либо закономерность очень сложно. Одни автоматизируют управленческие процессы, другие занимаются производством, третьи — хранением данных и документооборотом». Точку зрения рекрутера подтверждают и ИT-директора.

Так, схожая картина получается, если проанализировать ИT-планы на 2012 г., которыми поделились участники опроса научно-методического журнала Information Management и Комитета по исследованиям СоДИТ. Согласно ответам респондентов, на 2012 г. было заложено меньше проектов по замене и наращиванию ИT-систем, но при этом многие компании больше (по срав­нению с предыдущим годом) средств потратили на совер­шенствование существующих (по всей видимости, внедренных уже после кризиса) продуктов. Каждая вторая фирма заложила в бюджет средства на ИT-составляющую управления основным производством (56%), проектирование и разработку новой продукции (по 56%), управление финансами (55%) и планирование (53%), управление закупками (49%). Эти результаты свидетельствуют о том, что 2012 г. был вполне успешным для сотрудников внутренних ИT-подразделений.

Автор — специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ».