«Стали крепче!» — лаконичный слоган XII мультивендорного форума ICL Partner Connect в 2025 г. приобрел особое значение. Это не просто констатация успехов в импортозамещении, но и, что гораздо важнее, демонстрация реальной готовности к дальнейшей напряженной борьбе за достижение технологического суверенитета. Форум — традиционная площадка для встреч экспертов ИТ-рынка, системных интеграторов, технологических партнеров и представителей государства — в этот раз стал местом и для подведения промежуточных итогов, и для открытого обсуждения стратегий и планов дальнейшего развития отрасли.
При этом логично, что основной акцент мероприятия, называющегося ICL Partner Connect, был на достижениях именно этой компании. Однако его участники достаточно быстро вышли за рамки корпоративных интересов и сфокусировались на обсуждении перспектив всей отечественной ИТ-индустрии, вызовов и возможностей. И это вполне объяснимо, ведь в непростой рыночной ситуации компания ICL Техно (организатор форума) смогла найти уникальный путь к успеху, который заслуживает пристального внимания: российский производитель демонстрирует уверенный рост и амбициозные планы на будущее. Об этом делегатам форума рассказали руководители компании.
Уверенный рост и ориентация на будущее
Как отметил Евгений Степанов, генеральный директор ГК ICL, несмотря на отсутствие экспертов, способных грамотно оценить российский ИТ-рынок, даже самые пессимистичные отчеты свидетельствуют о его значительном росте в последние 3 года: «В настоящий момент он достиг отметки в 3 трлн руб. Значительную его долю — 1,7 трлн руб. — занимает оборудование. При том что софт и „железо“ показали близкую динамику роста.
Мы активно участвуем в этом процессе. ГК ICL на пороге своего
3 года назад мы прилюдно озвучили планы выйти на прямые контакты с азиатскими производителями, начать работать с заказчиками из новых „вертикалей“, открыть завод мощностью 1 млн изделий в год, увеличить ресурсы по разработке радиоэлектроники минимум в 2 раза, вывести на рынок новые продуктовые линейки и выйти в розницу. Мы выполнили 90% обещанного. Нам есть чем гордиться и над чем работать».
В 2024 г. производственный кластер ICL Техно вырос на 40% в денежном выражении и на 30% в штуках производимой продукции, что говорит о смещении внимания вендора в сегмент более высокой по цене и добавленной стоимости техники. По мнению Евгения Степанова, такие решения принесут пользователям больше пользы. Кроме того, вендор увеличил на 23% количество записей в реестре Минпромторга.
Традиционно сильной стороной ICL Техно остается работа с образованием. Однако в 2025 г. в этом сегменте не будет такого роста, как в предыдущие периоды. Зато вендор планирует сильно вырасти в нефтегазе, энергетике и промышленности. Последняя представляется компании особенно перспективным направлением. Кроме того, растут поставки в силовые ведомства, а вот в здравоохранение и ритейл — «просели». Что же касается банковского сектора, то ICL продолжает искать здесь свою нишу.
Планы вендора на ближайшие 3 года впечатляют. «Завод, открытый 1,5 года назад, мы освоили и поняли, что нам его не хватает. Мы будем закупать оборудование, под которое понадобятся новые цеха — уже сейчас проектируем новое здание и через 3 года у нас появятся новые производственные площади», — поделился Евгений Степанов. На 2025 год запланировано проектирование материнских плат, использование российского текстолита и российской ЭКБ. В планах также активное развитие экспорта и улучшение маркетинговой программы для партнеров.
Важным шагом в отчетный период стало создание бренда OSiO, ориентированного на B2B и В2С рынок. 3 линейки ноутбуков этой марки, моноблоки и мини-ПК уже представлены у всех крупнейших федеральных ритейлеров, заключены контракты с дистрибьюторами OCS и Merlion. «Это делает продукцию OSiO более доступной для всех», — подчеркнул Евгений Степанов.
Все продукты бренда OSiO производятся в Казани. «Мы не везем ноутбуки из Китая, как некоторые коллеги, а действительно много времени уделяем разработке, дизайну и качеству нашего продукта, — заверил Ильдар Вагизов, коммерческий директор ICL Техно. — По итогам 2024 г. доля обращений в сервисные центры составила всего 0,4%, что значительно ниже среднего показателя в В2С сегменте
Также ICL Техно предлагает заказчикам современные и доступные устройства в сегментах «Стационарные ПК», «Моноблоки». Особое внимание уделяется потребностям конкретных отраслей. «Помимо коробочных продуктов мы создаем „адресные“ направления, — отметил Ильдар Вагизов. — Так, для образования мы анонсируем обновленный мобильный класс. Есть у нас решения и для телемедицины, сейчас мы получаем регистрационное удостоверение, чтобы оно считалось „медицинским“».
Несмотря на внешние вызовы, вендор активно инвестирует в будущее: расширение производства, подготовка кадров, разработка новых продуктов — все это свидетельствует о долгосрочной стратегии и стремлении к лидерству.
Но для реализации планов необходима благоприятная среда. Ведь за бодрым оптимизмом отчетных цифр кроются годы напряженной работы, преодоление сложнейших вызовов и порой болезненные компромиссы. Именно об этом и шла речь на пленарной сессии форума ICL Partner Connect.
Импортозамещение: из количественного роста в качественное развитие
Цифры, которые озвучил Сергей Болдырев, заместитель директора департамента стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Минцифры, впечатляют: «По итогам 2024 г. доля отечественной радиоэлектронной продукции (РЭП) в закупках госкомпаний взлетела в сегментах „Планшеты“ и „Мониторы“ до 80% (против 31% и 18% соответственно в 2022 г.), „Системные блоки“ и „ARM“ — с 41% до 88%, „Серверное оборудование“ — с 40% до 90%. В 2024 г. выросло (по сравнению с 2022 г.) и количество используемой государственными компаниями РЭП российского производства: „Планшеты“ и „Ноутбуки“ — более, чем в 6 раз, „Серверное оборудование“ — в 7 раз, „Системные блоки“, „ARM“ и „Мониторы“ — в 14 раз».
Однако за этими количественными показателями должны следовать качественные изменения. Просто «заменить одно на другое» — недостаточно. Необходимо создавать собственные инновационные решения, превосходящие зарубежные аналоги по функциональности, надежности и безопасности. Поэтому так важна роль программно-аппаратных комплексов, ставших драйвером импортозамещения и локомотивом инноваций. На данный момент в классификатор ПАК входит 21 раздел по областям их применения. В 2025 г. в реестр были включены 96 решений (большинство из них из сфер: ИБ, мониторинг и управление, передача информации, а также ПАКи для отраслей промышленности). Всего на конец апреля 2025 г., в реестр вошли 565 ПАКов. Для стимулирования развития данного направления в налоговый кодекс были внесены изменения, предоставляющие налоговые льготы (ставка налога на прибыль в размере 5% вместо 20% и социальные отчисления в размере 7,6% вместо 30%) производителям и разработчикам ПАКов, соответствующих требованиям к «российскому оборудованию».
Треугольник поддержки отечественных вендоров
Однако «почивать на лаврах» пока рано. Светлана Легостаева, генеральный директор АНО «Консорциум Вычислительная техника», уверена: «Для дальнейшего развития и закрепления успехов российской ИТ-отрасли необходима комплексная система поддержки, включающая в себя ряд мер.
- Льготное кредитование. Разработка сложных ИТ-решений требует колоссальных инвестиций, и льготные кредиты жизненно важны для отечественных компаний. Они позволяют создавать конкурентоспособные продукты. Евгений Степанов дополняет: «Льготное кредитование должно быть доступно как для краткосрочных, так и для долгосрочных проектов, что позволит стимулировать и оперативное решение задач, и планирование инвестиций».
- АДС-режим (административное давление спроса), вступивший в действие с 1 января 2025 г., должен стать эффективным инструментом защиты российского рынка от демпинга и недобросовестной конкуренции со стороны иностранных поставщиков. «Несмотря на то, что отечественные решения занимают заметную долю в регулируемом сегменте, перевод ряда товаров из разряда „ограниченных“ в „запрещенные“ позволит создать более понятное для заказчиков восприятие российских решений, предсказуемую и благоприятную среду для развития отечественной промышленности, — отмечает Светлана Легостаева. — Кроме того, это позволит защитить наших производителей в случае возвращения иностранных компаний».
- «Умный» параллельный импорт. Параллельный импорт, безусловно, помог в условиях санкций обеспечить доступ к необходимым технологиям. «Однако необходимо пересмотреть список товаров, разрешенных к параллельному импорту, и исключить из него те группы, в которых российские компании уже производят качественные, конкурентоспособные аналоги в достаточных объемах. Это позволит стимулировать спрос на отечественную продукцию и избежать демпинга», — считает Светлана Легостаева.
Контрафакт: как бороться с «оборотнями» на рынке ИТ?
Увы, успехи импортозамещения настолько заметны, что привлекают внимание недобросовестных игроков, что привело к появлению контрафактного оборудования — не того, которое завозится по параллельному импорту, а которое выдают за высоколокализованное, хотя на самом деле оно таковым не является.
«За последние 1,5 года были более 10 поставок поддельной продукции с логотипом ICL. И при обращении заказчика к нам по гарантийным событиям быстро выясняется, что это не наш продукт. Мы подали 7 заявлений по уголовным статьям, связанным с контрафактом. И по нескольким из них „поставщики“ (как правило, ИП), уже выплачивают штрафы. Но наша цель — не деньги. Нам важно показать рынку, что мы будем бороться с контрафактниками, и им это выйдет дороже», — объяснил Евгений Степанов.
Максим Виноградов, генеральный директор «Катюша», тоже встречался с контрафактом продукции компании: «Печатную технику подделать достаточно сложно, но... Мы запускаем производство российских расходных материалов, и на разных площадках уже видим объявления о скупке коробок для этой продукции.
В условиях, когда избежать контрафакта невозможно, защитой от подделок и знаком качества может стать маркировка. Заказчикам важно знать, что именно это устройство „российское“. Того, что мы рассказываем (и показываем) про свое производство, пока недостаточно. Они хотят видеть „знак“ от регуляторов. И мы тоже хотим, чтобы такой знак качества был на нашей технике, потому что она оригинальная. Сделать маркировку общим стандартом для отрасли — правильное и современное решение».
«Желающих поставлять отечественную технику стало заметно больше, — замечает Светлана Легостаева. — И, как следствие, появляются новые виды „подделок“. Так, некоторые компании декларируют характеристики, соответствующие требованиям „отечественности“ для небольшой партии. А после получения заключения „забывают“ о соблюдении этих требований — продают продукт, выдаваемый за российский, хотя по факту он таковым не является. А значит, маркировка должна быть сложнее, чем та, которая позволяет отследить путь продукта от производителя к потребителю. Например, нужна прослеживаемость истории создания продукта. Сейчас мы и формируем рыночное видение, какую же маркировку хотим продвигать».
«А-бренды» хотят вернуться. Готовы ли мы к этому?
Участники конференции уделили много внимания этому вопросу.
Как замечает Евгений Степанов, любой А-бренд, если захочет, легко вернется: «При их колоссальных ресурсах они просто поставят скидку 90%, и никто не сможет противостоять. Поэтому, если государство хочет владеть информацией и инструментами ее создания, оно должно ввести ограничительные мероприятий, основные из которых:
- Заградительные промышленные сборы — без них не только ИТ, но и вся отечественная промышленность не будет развиваться.
- Запрет (в отдельных продуктовых направлениях) на поставку готовой продукции, что побудит бренды передать технологии, инвестировать в развитие и локализовать производство на территории РФ.
- Без этих мер через пару-тройку лет вернемся к ситуации, когда мы — потребители высоких технологий, но не создатели и не созидатели».
Поддерживает коллег и Максим Виноградов: «Меры поддержки являются ключевыми и определяющими для успешного развития нашей отрасли. Уже сейчас мы можем производить примерно в
Совместная работа как фактор успеха
Важный аспект обеспечения технологического суверенитета — совместимость оборудования и ПО. Рустам Рустамов, замгенерального директора компании «Ред Софт», рассказал о выстраивании этой работы: «Сейчас идет активная стадия миграции на отечественные продукты и, в частности, на российские ПАКи. В связи с этим серьезная нагрузка ложится на наш отдел технологического партнерства — команду, занимающуюся регулярным тестированием и решением проблем совместимости. В рамках программы технологического партнерства мы, работая практически со всеми крупными российскими производителями железа, уже создали более 3 тыс. совместимых решений. И здесь важны коллаборация и общее желание найти решение и оперативно выпустить на рынок законченный продукт. Например, в реестре ПАКов уже есть наши совместные решения с ICL (и серверные конфигурации, и управляемые рабочие станции). Это образец совместной работы: команды знакомы между собой, инженеры находятся в прямой коммуникации, что позволяет решить любую проблему и во время тестирования, и при использовании решения заказчиком».
При этом, как отмечает Евгений Степанов, при разработке ПАКов возникает вопрос совместимости не только «ПО и „железа“», но и «ПО и еще одного ПО именно на этом „железе“»: «При появлении нового продукта приходится проверять его совместимость с существующим „железом“ или с новым „железом“, или со старым ПО. То есть наши инвестиции — это не только строительство заводов и организация производства, но и такие, казалось бы, софтверные вещи. И на это отвлекается много времени и ресурсов».
Кнут или пряник?
«Несмотря на активные темпы импортозамещения, цели, поставленные на 1 января 2025 года, не были достигнуты, — считает Рустам Рустамов. — И здесь важно сделать выводы. Мы как отрасль очень ждем изменений в части значимых объектов КИИ, чтобы зайти в этом процессе „на второй круг“. Но кроме того, для реализации программы „полного импортозамещения“ очень не хватает реального контроля за реализацией поставленных целей: если сроки установлены, значит, нужно следить как заказчики их соблюдают».
При этом, как отмечает Рустам Рустамов, на рынке пока нет прецендентов применения штрафных санкции к тем, кто не успел или сознательно саботировал импортозамещение: «Все рассказывают истории успеха, но надо сделать хотя бы одну показательную историю неуспеха. Она бы помогла сомневающимся заказчикам».
А вот по мнению Светланы Легостаевой, положительные кейсы работают лучше: «Если показательно наказать кого-то, другие станут еще более изворотливыми. И еще: если несколько крупнейших заказчиков рассказывают, что отечественное оборудование им не подходит, получается „круговая порука“: „Это же не я один избегаю, а оно у всех не работает“. Но вспомните громкое заявление Ростелекома о полном переходе на отечественные серверы. Остальным заказчикам нечего сказать: если такая компания для своих сложных задач использует российское оборудование, то другим все сложнее находить аргументы против.
Поэтому я за то, чтобы показывать больше успешных кейсов, нейтрализуя тех, кто до сих пор ищет объяснения „почему не внедрять“».
Согласен с этим и Сергей Болдырев: «Положительный опыт больше влияет на всех игроков. Компании, видя, что крупные игроки или контрагенты, с которыми они работают, используют отечественные продукты, тоже начинают переходить на российские решения. Тем более что наши производители делают все, чтобы эти решения становились более функциональными и надежными».