7 октября 2015 г.

Выпуск Google «эталонного планшета» Pixel C с десятидюймовой диагональю и опциональной аппаратной клавиатурой — событие знаковое для всей индустрии. Оно знаменует важный момент в процессе становления нового типа массовых устройств — «таблеток»-трансформеров, оптимальных как для создания контента, так и для его потребления.

Процесс «оклавиатуривания» планшетов начался давно, CRN/RE о нем писал не раз, почему же мы считаем появление Pixel C настолько важным?

Как все начиналось

Массовые планшеты долгое время были устройствами, предназначенными, в первую очередь, для потребления информации — просмотр лент социальных сетей, веб-страниц, фильмов, фотографий и т. д. Возможности для создания контента (или изменения/редактирования) у планшетов, конечно же, были изначально, но по понятным причинам они оказывались довольно ограниченными. На экранной клавиатуре напечатать больше трех-четырех предложений, в общем случае, довольно проблематично, да и выполнить, например, редактирование фотографии, используя пальцевой интерфейс, непросто.

Эти обстоятельства приводили к целому ряду ограничений. Например, это не позволяло планшетам создавать полноценную конкуренцию ноутбукам, это ограничивало использование «таблеток» в корпоративной среде и т. д.

Прецеденты были

История у планшетов достаточно давняя. Конечно, они моложе ПК, но пару десятилетий истории у «таблеток» есть. За это время было множество решений, позволяющих «таблеткам» найти свое место в бизнес-системах.

Например, планшеты были хороши в задачах, где пользователю нужно было выполнять выбор из фиксированного набора вариантов (например, в системах для официантов). Кроме того, существует множество нишевых бизнес-задач, где пользователю нужен, прежде всего, доступ к корпоративной и справочной информации, в которых планшеты с успехом находили свое применение.

Клавиатуры выпускали и раньше

Кроме того, на рынке давно присутствовало множество клавиатур, которые позволяли превратить планшет в аналог ноутбука. Клавиатуры были разные: одни были встроены в чехол, другие были независимыми устройствами, одни для общения с «таблеткой» применяли Bluetooth, другие использовали кабельное соединение, которое было менее энергозатратным, и т. д.

Объединяло одно — за редким исключением это были решения третьих фирм, вендоры-«планшетостроители» обычно ограничивались выпуском самих «таблеток». В этом году ситуация поменялась принципиально.

Microsoft начинает, ошибается, но продолжает и...

Наиболее инновационным был Microsoft. Корпорация, в очередной раз проворонившая новый революционный рынок, предпринимала активные действия для того, чтобы занять достойное место на рынке «таблеток». Не все складывалось удачно, например, активное продвижение Windows 8 как операционной системы для «таблеток», предпринятое корпорацией совместно с производителями ноутбуков, кончилось практически ничем. Концептуально оказался существенно интересней выпуск Surface, планшетов под собственным брендом корпорации.

К своему планшету Microsoft внедрила два простых элемента — откидную «ножку», позволяющую удобно располагать «таблетку» на столе или на другой поверхности, и аппаратную клавиатуру — которые превращали девайс в трансформер. При этом тоже все было не совсем гладко. Например, планшеты на Windows RT, рассматриваемые в качестве массового продукта, рынком были встречены более чем прохладно, а Surface Pro оказываются слишком дорогими для того, чтобы их раскупали «как горячие пирожки» и, соответственно, они бы заняли заметное место в сегменте «таблеток». Но корпорация усилий не оставляла.

Microsoft была не одинока в своих усилиях по формированию рынка трансформеров. Корпорацию активно поддерживали партнеры, например, Acer, Asus, Hewlett-Packard и Lenovo, продукты-трансформеры которых выходили на рынок и развивались поколение за поколением, постепенно становились все легче, все дешевле и все более интересными для покупателей.

Дело закончилось тем, что трансформеры, по прогнозам IDC, окажутся единственным классом устройств, продажи которых в сегменте персональных компьютеров возрастут по итогам 2015 года. Это, определенно, можно рассматривать как успех в деле формирования рынка трансформеров, достигнутый редмондской корпорацей, разумеется, в сотрудничестве с партнерами.

Apple и Google в роли догоняющих

Пока рынок планшетов рос, у этих корпораций не было особой мотивации делать акцент на трансформерах — продажи традиционных «таблеток» были вполне достаточны. Но ситуация поменялась — продажи стали стагнировать, а потом и появилась тенденция к спаду. Компании были бы и рады расширить рынок планшетов, прежде всего, привлекая на него деловых пользователей — как бизнес-сегмента, так и частных лиц, по роду занятий активно работающих с текстами, таблицами, письмами — но это у них не очень получалось.

Apple сотрудничала даже с IBM, желая выйти на мало освоенный ее планшетами корпоративный рынок, интересные решения для корпоративных пользователей предлагали Samsung и Panasonic, но все это особых результатов не давало. И надежды особой не было. Во всяком случае, до тех пор, пока Microsoft не выпустила свой универсальный Office 2016, который позволяет вне зависимости от платформы не только открывать файлы без конвертации, но и работать с ними в едином интерфейсе.

С появлением Office 2016 стали актуальны планшеты с большой диагональю экрана и фирменными аппаратными клавиатурами. И они появились.

Трансформеры на iOS и на Android

Наибольшее внимание прессы из новинок привлек iPad Pro, анонсированный в начале сентября. Решение на платформе iOS, получившее диагональ 12,9 дюймов и мощный процессор, в качестве опций может быть использовано с электронным пером, чувствительным как к нажатию, так и к наклону, а также с опциональной клавиатурой. Вес «таблетки» всего 712 грамм, время автономной работы, по данным производителя, до 10 часов.

Про Pixel C, появившийся писали заметно меньше. «Эталонные планшеты» всегда оказывались в тени «эталонных смартфонов», так произошло и сейчас, в данном случае это не совсем справедливо, но оправданно — пока нет даже полных спецификаций изделия. Известно лишь, что новая «таблетка» от Google будет построена на шестидесятичетырехразрядном восьмиядерном процессоре Nvidia Tegra X1, получит три гигабайта оперативной памяти, дисплей с диагональю 10,2 дюйма и разрешением 2560×1800 точек, а будет работать под управлением Android 6.0. Пера в качестве фирменной опции к планшету не предусмотрено, а вот клавиатура доступна. Из необычных особенностей клавиатуры — беспроводное питание, получаемое ей от планшета.

Решение, предложенное Google, мягко говоря, не инновационное. Компания последней из крупных «платформ-мейкеров» предложила его рынку, но этим появление Pixel C и знаково — оно закрывает переходный период и символизирует начало эпохи трансформеров.

Тренд только начинается

Разумеется, будут появляться фирменные «оклавиатуренные» решения и от крупнейших вендоров. Они уже появляются, причем все в возрастающем количестве.

Например, ASUS для новой линейке планшетов ZenPad представил станцию Audio Dock. Это клавиатура со встроенными динамиками и батареей. Наличие батареи увеличивает время автономной работы установленного на станцию планшета, чем приятно отличает решение Asus от подхода Google. В качестве опции можно приобрести и электронное перо Z Stylus, которое чувствительно к нажатию (1024 градаций), но угол наклона не распознает. Правда, Audio Doc и Z Stylus совместимо не со всеми моделями линейки ZenPad, но со всеми старшими моделями, получившими увеличенную диагональ экрана.

Эти и другие выходящие на рынок трансформеры, которые не замедлят появится, будут жестко конкурировать с обладающими возможностями трансформации решениями на платформе Microsoft, «выросшими» из традиционных ноутбуков.

Различий между платформами все меньше

Сейчас для пользователя стираются различия между платформами. Office, как мы уже отметили, на всех может быть одинаков, веб-ресурсы в большинстве браузеров выглядят одинаково, «облачные» ресурсы доступны одни и те же. Различия в медиаплеерах и программах для просмотра видео вряд ли будут решающими в пользу выбора той или иной платформы.

Различия на уровне операционных систем для массового пользователя имеют все меньшее значение. Если корпоративного заказчика важны возможности платформы для обеспечения безопасности, упрощения администрирования и прочие элементы, снижающие стоимость владения, то для индивидуального такие детали не важны.

На место конкуренции платформ приходит конкуренция форм-факторов и решений для расширения эргономики.

Год под знаком обострения

На рынок вламываются упомянутые выше решения с фирменными клавиатурами, но рынок трансформеров совсем не свободен, а как раз насыщен, причем довольно плотно.

Напомним, что, например, у ASUS есть линейка моделей TransformerBook, работающих под управлением Windows. Разумеется, свои трансформеры есть и у других крупных вендоров — Acer, Hewlett-Packard, Lenovo и других — и множества мелких производителей. Форм-факторы у этих моделей различны, но все они имеют модную сегодня возможность трансформации, предоставляя своим пользователям преимущества как планшетов, так и традиционных ноутбуков.

Не стоит забывать и о традиционных «таблетках», которые могут получать возможности трансформеров, работая в тандеме с аппаратными клавиатурами производства третьих фирм. Спектр таких клавиатур продолжает расширяться и совершенствоваться, на нем присутствуют интересные складные решения от Microsoft, сворачиваемые в трубочку модели от LG и многие другие творения современного креатива и инженерного гения.

Что это значит для ритейла

У большого количества пользователей появляется выраженная мотивация сменить свой ноутбук на более продвинутое решение с возможностью трансформации. Пользователь получает широчайшие возможности выбора — он может пожелать решение большей вычислительной мощности, но потяжелее (современный ноутбук-трансформер будет весить порядка полутора килограмм), или остановить свой выбор на трансформере-планшете с клавиатурой, у которого мощность будет чуть поменьше, зато и весить он будет порядка килограмма даже с клавиатурой.

Разумеется, в российских условиях далеко не у всякого пользователя такое желание будет подкреплено финансово, но трансформеры всколыхнут рынок. И ритейлу надо обязательно воспользоваться этим.

Что дальше?

Microsoft предпринимает активные усилия, чтобы упрочить свое положение инноватора и технологического лидера на рынке мобильных устройств.

Предполагают, что уже этой осенью на рынке появятся гаджеты под собственным брендом корпорации, снабженные биометрическими сканерами глаза. Это находится вполне в тренде, предложенном Microsoft для Windows 10, система Hello в которой как раз предполагает активное использование биометрии. Удобства таких решений для пользователей очевидно — авторизация становится удобной, быстрой и надежной.

Возможно, в этом году появятся «таблетки» со стереоскопическими фронтальными камерами, которые актуальны для получения трехмерных изображений лица для использования аватар в играх, для виртуальной примерки очков в интернет-магазинах или, предположим, для подбора причесок в виртуальном салоне красоты. Разумеется, 3D-изображения актуальны и для кроме взаимодействия с упомянутой выше подсистемой Hello, обеспечивающей высокий уровень защиты от несанкционированного проникновения в девайс.

Выход трансформеров состоялся, но развитие продолжается.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE