5 октября 2016 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить

Пользуетесь ли вы наличными? Все чаще бумажные деньги уходят на второй план, в тень электронных денег. Уже более 30% пользователей Рунета совершают электронные платежи более 2 раз в неделю. РОЦИТ провел собственное исследование об использовании электронных денег.

Первое, что мы сделали, это спросили коллег о том, что такое «электронные платежи»? Мнения разошлись. Кто-то ответил, что это «платежи, которые осуществляются в интернете с использованием банковской карты и интернет-банкинга», кто-то вспомнил безналичные расчеты, а кто-то предположил, что электронные платежи — это покупка электронной валюты, которой возможно оплатить покупку в интернете.

Если честно, то даже исчерпывающая информация на просторах всемирной Сети не дает четкого понимания, какие именно деньги — «электронные», и что принято считать «электронными платежами». А вот что думают по этому поводу пользователи Рунета:

По результатам опроса, проведенного РОЦИТ на интерактивной площадке «Голос Рунета», 63% уверены в том, что знают, какие платежи являются электронными. Однако при ответе на вопрос, что можно отнести к электронным платежам, мнения разделились: 22% заявили, что это оплата товаров и услуг с помощью электронного кошелька, 20% — банковской карты, 17% — интернет-банкинга. Лишь 1% пользователей правильно отметил, что это оплата любым способом без использования физических денег.

Для того, чтобы раз и навсегда определиться с понятиями, мы обратились к гуру индустрии электронной коммерции, Яндекс.Деньги и Qiwi, которые вошли в топ-3 платежные системы по частоте использования респондентами:

Яндекс.Деньги

Электронные платежи — это безналичные платежи через интернет. Люди совершают их разными способами — например, из электронных кошельков, с банковских карт, со счетов мобильных номеров или через интернет-банкинг. По данным «TNS Россия» на 2016 год, в целом по стране 92% жителей крупных городов в возрасте 18–55 лет платят в интернете хотя бы раз в год. Пять самых популярных категорий онлайн-платежей: покупки в интернет-магазинах, сотовая связь, денежные переводы, коммунальные услуги и цифровой контент.

Под электронными деньгами принято понимать средства, хранящиеся в электронном кошельке. В отличие от криптовалют, которые не обеспечиваются золотом или другими материальными ценностями, электронные деньги из электронных кошельков — это общепринятое в России платёжное средство. Операции с ними осуществляют финансовые организации в соответствии с законодательством РФ.

С помощью электронных денег можно платить как в интернете, так и вне его. Онлайн-покупки пользователи могут оплачивать непосредственно из электронного кошелька или с привязанной к нему банковской карты. Для оплаты товаров и услуг офлайн можно выпустить пластиковую карту сервиса электронных кошельков. Баланс такой карты равен балансу электронного кошелька. Платить с неё можно в магазинах по всему миру так же, как с любой банковской карты.

QIWI

Электронные деньги — это платежное средство, существующее исключительно в электронном виде, то есть в виде записей в специализированных онлайн платежных системах. Эти «абстрактные» деньги вполне реально соотносятся со всеми мировыми валютами и обеспечиваются компанией-эмитентом (банком или НКО).

Электронными деньгами можно оплачивать тысячи товаров и услуг в сети во всему миру, а также конвертировать их из электронного вида в бумажную наличность. По своей сути это те же деньги, только обращаться ими легче, т.к. они функциональный, надежный, удобный, мультивалютный, практичный и универсальный инструмент. Пользователь может расплатиться наличными или безналичными деньгами, электронной валютой социальных сетей, банковской картой или средствами, которые есть на счёте мобильного телефона. Таким образом «под рукой» всегда есть те самые электронные деньги, которые нужны для оплаты на том или ином ресурсе. Электронные деньги — наиболее распространенное средство оплаты развлекательного контента, онлайн-игр, билетов, а также в соцсетях и интернет-магазинов.

Безусловно, у электронных платежей очень много плюсов: простота использования, высокая скорость совершения платежей, отсутствие необходимости всегда носить деньги и банковскую карту с собой. Возможно, поэтому лишь 11% респондентов никогда не пользовались услугой электронных платежей.

Опрошенные отметили, что их друзья и знакомые не совершают электронные платежи в связи с тем, что им не хватает знаний и навыков в том, как это делать (27%), а также они опасаются за сохранность своих денежных средств (19%).

Самыми популярными устройствами для совершения электронных платежей на сегодняшний день являются смартфон (36%) и ноутбук (26%). Для пополнения электронного кошелька большинство опрошенных предпочитают использовать банковскую карту (36%). Второе и третье место в рейтинге инструментов для пополнения заняли мобильный банк (21%) и интернет-банкинг (14%).

С каждым днем все шире и разнообразнее становится спектр товаров и услуг, которые можно оплатить с помощью электронных денег. По данным опроса, чаще всего пользователи используют свой электронный кошелек для оплаты услуг связи (18%), товаров в интернет-магазинах (17%), а также услуг интернет-провайдера (12%).

Но, при всех очевидных плюсах электронных платежей, совершенно не всегда, финансовые операции онлайн безопасны.

Вот несколько примеров обращений на Горячую линию Рунета:

«С моего электронного кошелька списались деньги полностью. Я ничего не оплачивал, как это могло произойти?»

«Переводил деньги со своего электронного кошелька на кошелек друга и деньги не дошли. Как это могло произойти? Куда мне обратиться, чтобы их вернуть?»

Иногда проблемы с электронным кошельком возникают у пользователей на этапе его пополнения. Не дошли денежные средства, не прошел платеж, неправильно указал номер электронного кошелька — вот ряд проблем, с которыми сталкиваются пользователи каждый день. Не удивительно, но самые частые проблемы связаны просто с невнимательностью человека.

Для обеспечения безопасности своих электронных денег очень важно пользоваться лицензионными антивирусами, осторожно пользоваться сетями в общем доступе, не вводить пароли на чужих компьютерах, не записывать и не хранить пароли офлайн.

Мы также рекомендуем настроить SMS-пароли вместо постоянного пароля. В этом случае кража пароля фактически исключена, так как он действителен только на одну операцию.

Все это только кажется очень сложным. На самом деле, один раз разобравшись, можно значительно упростить свою жизнь и совершать финансовые операции онлайн.

Советы

Иногда проблемы с электронным кошельком возникают у пользователей на этапе его пополнения. Не дошли денежные средства, не прошел платеж, неправильно указал номер электронного кошелька — вот ряд проблем, с которыми сталкиваются пользователи каждый день. Не удивительно, но самые частые проблемы связаны просто с невнимательностью человека.

Что делать если вы случайно перевели деньги не на тот счет?

Если вы указали неправильно номер, то первым делом узнайте своего контрагента. Зайдите в свои транзакции и посмотрите историю. Обратите внимание на заполненность полей обладателя электронного кошелька и аттестацию адресата. Если Вы отправили деньги на счет физлица, то постарайтесь связаться с ним по указанному телефону или адресу, если поля контактов заполнены. Если же поля пустые, то необходимо обратиться в правоохранительные органы, но тут доказать факт мошенничества будет очень сложно, ведь это вы самостоятельно перевели денежные средства. Если же ваш контрагент — организация, то скорее всего все поля заполнены в соответствии с реквизитами и вам не составит труда связаться с сотрудниками компании и вернуть свои деньги.

Есть и более сложные проблемы, например, денежные средства из электронного кошелька или деньги с банковской карты похищены. Есть четыре шага, которые могут помочь в решении проблемного вопроса.

Первое, что нужно сделать обязательно — заблокировать свой аккаунт/заблокировать банковскую карту.

Второе — поменять пароли на других онлайн-сервисах: в электронной почте, приложении мобильного банка, социальных сетях. Это необходимо сделать, если у вас, а скорее всего вы попадаете в печальную статистику пользователей, везде один и тот же пароль. Злоумышленник, зная один из паролей, может быстро подобрать шифры ко всем остальным сервисам и узнать про вас все.

Третье. Сообщите платежному сервису или банку о том, что с вашего аккаунта была совершена кража.

Четвертое. Обратитесь в правоохранительные органы. Любые преступления, совершенные в интернете — киберпреступления — расследуются МВД отделом «К». Достаточно просто подать заявление в отделении МВД вашего района, со всеми необходимыми материалами, подтверждающими факт пропажи денег.

В большинстве случаев причина таких краж — вирусы, которыми мошенники заражают компьютер пользователя, чтобы украсть с устройства пароли. В остальных — это небезопасные транзакции на подозрительных сайтах.

Для обеспечения безопасности своих электронных денег очень важно пользоваться лицензионными антивирусами, осторожно пользоваться сетями в общем доступе, не вводить пароли на чужих компьютерах, не записывать и не хранить пароли офлайн. Кстати, как создать сложный пароль мы уже рассказывали в статье «Надежный пароль — твоя безопасность».

Мы также рекомендуем настроить SMS-пароли вместо постоянного пароля. В этом случае кража пароля фактически исключена, так как он действителен только на одну операцию.

Источник: РОЦИТ