14 августа 2018 г.

Российские абоненты при покупке цифровых устройств проявляют высокую активность в использовании появляющихся новых сервисов, которые предлагают вендоры и крупные сети. Инициативы становятся все привлекательнее, что для абонентов хорошо, для рынка приятно, но плохо для российского ритейла, особенно независимого.

Что происходит на рынке

Популярность trade-in-программ растет удивительно быстро. Например, по данным сети «Связной», за второй квартал этого года в салоны компании (а пока они существуют под двумя брендами: «Связной» и «Евросеть») было сдано почти 100 тыс. аппаратов по программе trade-in, доступной у ритейлера, что 8,3 раза больше, чем в первом квартале этого года и в 65 раз (!) больше, чем во втором квартале года предыдущего. Напомним, что trade-in доступен в 5500 салонах компании "Связной"/"Евросеть«, причем сдать можно устройства 8 брендов (Apple, Samsung, LG, Xiaomi, Nokia, Sony, Huawei и Honor), а «в зачет» они идут как при покупке смартфона, так и других цифровых устройств, например, планшета или ноутбука.

В августе о запуске собственных trade-in-программ для российского рынка объявили Huawei и Meizu. Количество офф-лайновых точек, в которых доступны данные программы, много меньше, чем у «Связного», но предложения, во-первых, все равно актуальны, во-вторых, доступны по всей территории страны при покупках в интернет-магазинах на официальных страницах компаний.

Huawei имеет единственный фирменный многофункциональный центр, куда по программе trade-in принимаются как мобильные устройства Huawei и Honor, так и смартфоны «других известных производителей». Сумму, получаемую в trade-in, покупатель может рассчитать самостоятельно — система имеет web-интерфейс — но впоследствии ее подтверждают специалисты компании. После оценки покупатель получает скидку на приобретение любого устройства, не только смартфонов.

Meizu объявил о программе trade-in, которая доступна при покупке как в фирменных магазинах компании, так и в официальном российском интернет-магазине. В программе, действие которой на момент объявление ограничено декабрем этого года, может участвовать любой смартфон любого бренда в любой комплектации и в любом состоянии (даже неработающий и/или битый). Абонент, сдавший смартфон, получает скидку 15% на покупку любого нового смартфона Meizu из ассортимента салона, при этом скидка распространяется на все модели, независимо от цвета, объема памяти и цены.

Samsung продолжает реализовывать trade-in-программу в своих фирменных салонах по всей стране. Компания довольна результатами: как отметил Дмитрий Гостев, руководитель мобильного подразделения Samsung Electronics в России, предложение спеццены в этом случае делает предложение «с выкупом» предыдущего аппарата весьма актуальным, поэтому порядка трети реализуемых в фирменных салонах аппаратов, для которых доступен trade-in, приобретают с использованием этого финансового механизма. Но Samsung пошел еще дальше, для продвижения топовых моделей представив доступную для абонентов программу HaaS.

Принцип прост: абонент может получить в салонах компании топовый смартфон — в данном случае, Samsung Galaxy Note 9  по подписке за 3990 руб. в месяц, причем в эту цену включена стандартная гарантия плюс дополнительная страховка от повреждения экрана (точнее, Samsung Smart Care+, но элемент с экраном в ней самый важный). По истечении 6 месяцев, по заявлению представителей компании, абонент может поменять смартфон на «следующую топовую модель» — судя по всему, имеют в виду Galaxy S9 — но доплатив дополнительно все тот же «квант» в 3990 руб. Через двенадцать месяцев использования предлагаемого HaaS такая замена будет доступна для абонента уже без дополнительного платежа.

Чем происходящее хорошо для рынка

Абоненты при наличии программ trade-in получают не только экономию, но и дополнительные удобства при покупке смартфонов, а иногда и других устройств. Разумеется, для них это приятно. Это хорошо и для всего российского рынка, так как способно стимулировать покупки новых устройств.

У HaaS есть свои преимущества, которые для частного абонента практически те же, что и для бизнес-пользователя — возможность за скромные деньги быстро получить современное решение. Абоненту можно, конечно, использовать и другие инструменты — например, упомянутый trade-in — но это будет более хлопотно и при этом вряд ли дешевле. Учитывая наличие страховки от разбитого экрана, «встроенной» в ежемесячные платежи, предложение Samsung получается экономически выгодным.

Заметим, что HaaS позволяет существенно расширить аудиторию, которой становится доступны топовые новинки компании — теперь для их приобретения можно не копить деньги, да и влезать в кредиты не обязательно. Также появляются новые пользовательские сценарии, например, если абонент, привыкший использовать топовые смартфоны, внезапно оказывается без своего привычного аппарата (разбил, утопил, украли, поломка, требующая ремонта в салоне, и т.д.), то можно не покупать «на время» дешевую модель, а пользоваться аппаратом привычного топового класса по модели HaaS.

Чем это плохо для российского ритейла

Итак, программы trade-in — а теперь еще HaaS — оказываются весьма приятны для абонентов и являются действенным катализатором для рынка розницы. Особенно приятно, что большинство этих программ направлены на продвижение топовых, а поэтому наиболее дорогих и современных смартфонов.

Но для российского ритейла в целом, который много шире фирменных салонов и крупнейших сетей, такие программы несут мало радости — они оттягивают потенциальных покупателей. Конкуренция продолжает нарастать, что нормально, но в ней появляются новые веяния: вендоры теперь конкурируют со многими своими партнерами, о чем CRN /RE писал недавно. У фирменных салонов появляются мощные козыри в виде программ trade-in и HaaS, которые становятся все популярнее.

Если «Связной» обладает ресурсами для разворачивания собственной trade-in-программы, то у большинства российских ритейлеров подобных средств не было и не будет. Поэтому чем на trade-in-инициативы (а теперь еще и на HaaS) сможет ответить независимая розница — пока непонятно.

Источник: crn.ru