11 октября 2018 г.

Автоматизация угрожает множеству не самых квалифицированных профессий, таких как кассир, менеджер торгового зала или грузчик. На одном из токийских складов розничной сети одежды Uniqlo 90% живых сотрудников уже уступили свои рабочие места роботам, — и это, вне всякого сомнения, только начало.

Uniqlo в сотрудничестве с логистической компанией Daifuku намерена вложить около 885 млн долл. США в разработку и внедрение всеобъемлющего решения для автоматизации складских работ. Одежда этой марки относится к средней ценовой категории и приносит доход за счёт массовости продаж. Соответственно, любое повышение эффективности при расходовании средств на транспортировку и хранение товара оборачивается чистой прибылью.

Стратегия Uniqlo подразумевает частую смену коллекций. Компания во многом делает ставку на сезонные товары, такие как термобельё HeatTech. Чем оперативнее такие чувствительные ко времени продаж товары расходятся с фабрик по торговым точкам, тем ниже оказывается нагрузка на склады и тем чётче удаётся выдерживать темп обновлений во всех магазинах сети разом. В условиях конкуренции, особенно жёсткой на рынке массовой одежды, преимущество оперативности поистине неоценимо.

Первая роботизированиная складская система, уже разработанная и внедрённая Uniqlo и Daifuku, работает круглосуточно. Она принимает, перегружает и автоматически распределяет по отдельным магазинам коробки с одеждой, которые поступают на склад с электронными метками RFID. Грузовики, которые развозят коробки, пока ещё не беспилотные, но и без того выгода от автоматизации склада оказывается ощутимой.

Переоборудование одного складского помещения с заменой 90% работников автоматами обходится сейчас, в зависимости от его площади, в сумму от 10 до 100 млн долл. Но в будущем, по мере развития и унификации подобных решений, подобная цифровизация должна будет заметно подешеветь. В прошлом году выручка Uniqlo по всему миру достигла примерно 15 млрд долл., а уже в этом компания планирует превысить уровень в 26 млрд.

Вряд ли стоит сомневаться, что в довольно скором времени роботизированные склады как комплексные решения станут доступны для любого (сначала крупного) ритейлера. Интеграторы, готовые их предоставить, смогут воспользоваться японским опытом или построить подобную платформу самостоятельно, — нашлись бы только средства. А уж в готовности крупных торговых сетей инвестировать в подобные платформы сомнений точно нет: слишком велики их накладные расходы, слишком ощутимой окажется выгода от роботизации масштабных рутинных задач.

Источник: Максим Белоус, crn.ru