12 ноября 2018 г.

С июля по сентябрь текущего года мировой рынок планшетов просел на 8,6%, до 36,4 млн устройств, — об этом сообщает IDC. Сокращение этого рынка отмечается уже шестнадцатый квартал подряд, причём темпы убывания сегмента планшетов «два-в-одном» (с отсоединяемыми аппаратными клавиатурами в комплекте) ещё выше — 13,1% по сравнению с III кв. 2017 г.

Аналитиков особенно беспокоит состояние как раз сегмента detachable, «два-в-одном», представленные в котором гаджеты традиционно ориентированы на бизнес-применение. Успешные показатели рынка персональных компьютеров, в третьем квартале нынешнего года превзошедшие ожидания экспертов, во многом обусловлены как раз усилением поставок коммерческих ПК различных форм-факторов.

В связи с этим логично было бы ожидать и роста интереса к планшетам «два-в-одном», которые по функциональности тесно смыкаются со сверхлёгкими ноутбуками. Однако в IDC отмечают, что вендоры чаще выводят подобные ноутбуки на рынок в формате не detachable, а convertible: «трансформеров», у которых крышка разворачивается на петлях (либо на одной центральной петле) на 360°, укладываясь на основной корпус и превращая тем самым ноутбук в мощный планшет.

«Мощный» — серьёзное уточнение: чаще всего convertible-устройства строят на платформе х86, тогда как detachable оснащают ARM-процессорами. Актуальное поколение мобильных чипов Intel обладает достаточной мощностью, чтобы даже в тонком и лёгком ноутбуке обеспечивать достойную производительность для повседневных офисных задач.

В то же время, малое энерговыделение таких процессоров позволяет вовсе обходиться без активной системы охлаждения. Это полностью избавляет мобильные ПК от движущихся компонентов (с учётом того, что магнитные жёсткие диски в них давно уже заменены полупроводниковыми накопителями). В результате форм-фактор «трансформера» оказывается более привлекательным, чем «два-в-одном»: корпус с аппаратной клавиатурой всегда остаётся в комплекте с дисплеем, причём весь ноутбук оказывается немногим тяжелее 1 кг (а то и легче, если вместо алюминия при изготовлении его корпуса использован ещё более лёгкий магниевый сплав).

Вполне вероятно, что анонсированные в октябре Apple iPad Pro и Microsoft Surface Pro, весьма благосклонно встреченные обозревателями, смогут по итогам IV кв. несколько выправить положение сегмента detachable. Однако на общее состояние планшетного рынка это вряд ли повлияет. Как отмечают аналитики, вялый спрос и затяжные ценовые войны привели к вымыванию с этого рынка значительной доли «крепких середнячков», которые переключились на более маржинальные продукты.

В результате планшеты сейчас разрабатывают и поставляют либо крупные вендоры, которые просто считают себя обязанными распространять свой продуктовый спектр и на эту съёживающуюся нишу, либо откровенно демпингующие ODM-производители, готовые украшать свои ничем не выдающиеся изделия логотипом любого заказчика. За исключением Apple и, в заметно меньшей мере, Samsung практически никто из крупных игроков не инвестирует сколько-нибудь заметно в разработки и продвижение новых поколений планшетов.

Результат немного предсказуем: в III кв. 2018 г. за Apple осталось 26,6% планшетного рынка. Следом с почти двукратным отрывом (14,6%) идёт Samsung, затем Amazon.com (12,0%), Huawei (8,9%) и Lenovo (6,3%). На прочие бренды приходится, таким образом, менее трети рынка, — 31,6%, причём в количественном исчислении доля этих «прочих» сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2017-го более чем на 12%. Даже сам факт того, что ориентированные почти исключительно на локальный американский рынок планшеты Amazon выбились в тройку мировых лидеров, уже свидетельствует о заметном территориальном дисбалансе и общей скудости этого сегмента.

И действительно: «таблетки», которым ещё в начале 2010-х прочили роль убийц ПК на развивающихся рынках, так и не смогли завоевать благосклонности достаточного числа пользователей. То ли в силу промежуточного характера своего форм-фактора, то ли из-за того, что платформа ARM так и не вышла на показатели производительности, характерные для х86 с сопоставимым энергопотреблением. Так или иначе, но с точки зрения ритейла планшеты продолжают оставаться довольно проблематичным, не самым ликвидным товаром, — даже в преддверии предновогоднего пика продаж.

Источник: Максим Белоус, crn.ru