16 ноября 2018 г.

Сегмент смартфонов остается наиболее привлекательным для реселлеров, так как на наиболее широк и весьма динамичен. За первое полугодие локальный российский рынок смартфонов продемонстрировал рост на 3% в натурально выражении, а в денежном — на 23%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема 191 млрд руб, по данным объединенной компании Связной | Евросеть.

Может показаться, что это «китайское нашествие», которое постепенно становится реальностью. Действительно, динамика продаж китайских производителей заметно опережает общие показатели рынка: за первое полугодие их продажи выросли в штуках на 33%, а в деньгах — на 55%. Но для нас важнее появление новых форматов взаимодействия компаний, что приводит к развитию как ритейла, так и канала в целом.

Вендоры и онлайн-ритейлеры все активнее работают на российском рынке, смело осваивая новые форматы. Свежий пример с Huawei, который для россиян очередной собственный интернет-магазин на AliExpress Tmall (о чем CRN/RE писал), оказался лишь первой ласточкой, за который последовали и другие аналогичные новости.

Фирменные магазины: на AliExpress...

Xiaomi объявил о создании фирменного магазина для российского рынка на площадке AliExpress Tmall. Как подчеркнули представители вендора, в этом магазине будут предложены полностью локализованные и сертифицированные для российского рынка продукты компании. Цены, по заявлению представителей Xiaomi, будут конкурентоспособными, причем на некоторые модели могут оказаться даже ниже, чем для китайского рынка на «большом AliExpress».

При этом продолжит работу фирменный магазин на Mi.com, недавно открытый для россиян. Интересно, что в компании совершенно спокойно относятся к тому, что два проекта будут конкурировать между собой, причем, как уверены представители Xiaomi, не только ценами. Разумеется, оба интернет-проекта Xiaomi будут конкурировать и со всеми форматами традиционного российского ритейла.

Принципиальных отличий магазина Xiaomi от открытого месяцем ранее магазина Huawei в данном случае нет. Напомним, что платформе Tmall для российского рынка несколько фирменных магазинов было открыто и до Huawei. Но среди них не было проектов «цифровой розницы», новый формат осваивали поставщики товаров из сегментов FMCG, модной одежды и т.д., смартфоны в таком формате Huawei предложил первым. Но за ним довольно быстро последовал Xiaomi, к которому, вполне вероятно, скоро присоединятся и другие смартфоностроители.

Развитая система логистики AliExpress Tmall и налаженные каналы поставок товаров — в частности, оптимально решающих проблему «последней мили» в российских условиях — делают формат создания фирменных магазинов выгодным и актуальным, судя по действиям Huawei и Xiaomi.

Скорее всего, в ближайшем будущем по пути этих двух компаний последуют и другие вендоры. Подчеркнем, что этому будет способствовать и активность AliExpress Tmall, меняющую собственные стратегии. Напомним, что проект решил дальнейшее развитие вести только в формате торговой площадки, отказавшись от самостоятельных действий на ней в роли традиционного ритейлера. Так компания ведет бизнес на китайском рынке, выступление на российском в роли самостоятельного продавца на своей же платформе было экспериментом. Очевидно, что при новой стратегии AliExpress Tmall будет крайне заинтересован в появлении фирменных магазинов от разных брендов.

...и «в реале»

Напомним, что у Xiaomi есть и мощный офф-лайновый канал продаж — сеть монобрендовых магазинов Mi Store, существующая с 2016 года. Mi Store пользуется большой популярностью — этой осенью компании торжественно приветствовали десятимиллионного покупателя. Юбилейного посетителя поздравил Ван Сян, старший вице-президент Xiaomi. Эксклюзивным партнером бренда Xiaomi по развитию розничных магазинов выступает «Смарт Оранж». В настоящий момент в сети работают Mi Store более восьми десятков магазинов, расположенных как на территории Российской Федерации (шестьдесят торговых точек), так и в других странах СНГ и Балтии. Разумеется, наличие такой монобрендовой сети создает определенные проблемы остальным ритейлерам, продвигающим продукцию компании в традиционном канале.

Разумеется, сеть монобрендовых салонов есть не только у Xiaomi. Создал прецедент Huawei, открыв первый и пока единственный салон на Тверской. Также существуют монобрендовые сети, в которых смартфоны являются только одним из классов представленных устройств, в качестве примера приведем сети салонов Samsung, Sony Store, LG и т.д.

Pandao как «точка входа»

Объявлено, что Pandao становится «официальным представителем» в России китайских брендов смартфонов HomTom и Leagoo. Известно, что договор о продаже устройств по эксклюзивным ценам жителям России, Казахстана, Украины и Белоруссии заключен на три года. В Mail.ru Group, которой принадлежит площадка Pandao, подчеркивают, что смартфоны HomTom и Leagoo на этой площадке будут дешевле, чем на AliExpress,

Важно, что Pandao также готов выступить дистрибьютором для данных вендоров, если другие локальные ритейлеры заинтересуются продажей устройств этих брендов. Это интересный прецедент, когда торговая интернет-площадка оказывается не только официальным интернет-магазином, но и готова выступать в роли дистрибутора. Об интересе российских ритейлеров к взаимодействию с новым «нишевым дистрибутором» пока ничего неизвестно.

Компания Leagoo и «Яндекс.Маркет», по данным «КоммерсантЪ», вели переговоры о присутствии на трансграничной площадке российского сервиса, но не пришли к соглашению. Однако, на «Яндекс.Маркет» в аналогичном формате представит китайские смартфоны под марками Cubot и Nomu, но пока выступая только «официальным представителем» и ритейлером.

Что это значит для ритейла

Для рынка в целом события позитивные: растет количество предложений, увеличивается количество форматов, как следствие, возрастает конкуренция, что должно привести к развитию сегмента вообще и, в частности, ритейла. Отрадно, что мы наблюдаем рост количества вендоров — конечно, Cubot, HomTom, Leagoo и Nomu не самые крупные компании, но какую-то долю рынка они займут.

На растущем рынке усиление конкуренции не так страшно, но, очевидно, что рост рынка не может продолжаться бесконечно. За наблюдаемым бумом будет предсказуемый «отскок» вниз, на фоне которого для российского ритейла новые конкуренты окажутся особенно опасными, прежде всего, для независимого ритейла. Пока речь идет о смартфонах, но вполне возможно, что скоро «новые форматы» начнут оказывать влияние и на другие сегменты цифровых продуктов.

Источник: crn.ru