11 декабря 2018 г.

Из тупика глобальный рынок смартфонов вывести вполне может ряд инноваций второго полугодия уходящего 2018. Опасные для рынка проблемы начали просматриваться еще в прошлом году, а в этом возможные печальные перспективы уже обрели понятные очертания. Первым это почувствовал Apple, у которого не все ладно с динамикой продаж, но и у других вендоров проблема «что еще предложить абоненту?» тоже становилась все более выразительной. Но, похоже, индустрия нашла ответы на этот вопрос!

Интересно, что ответы оказываются немного разные для топового сегменте и для аппаратов более бюджетных и массовых. Начнем рассмотрение с наиболее интересного сегмента, где цены на модели высоки, а маржинальность велика.

Немного о прошлом

Много лет развитие смартфонов было очень динамичным, вендоры совершенствовали девайсы стремительно и, что важно, в понятных и предсказуемых направлениях. Топовые новинки становились быстрее и тоньше предшественников, получали экраны ярче и с увеличенным количеством точек, вендоры экспериментировали с формой и материалом корпусов — польза от этих изменений была очевидна для абонентов. Поэтому за новые аппараты абоненты платили весьма охотно.

Несколько кварталов назад развитие экранов и вычислительных возможностей достигло пределов, за которыми дальнейшее наращивание этих параметров уже не могло привлекать внимание абонентов к новым поколениям девайсов. Выраженным драйвером рынка смартфонов стали встроенные камеры. Росло качество фотографий, причем ударными темпами, увеличивалось и качество при работе с видео. Однако и тут достигли естественных пределов как матрицы встроенных камер, так и оптика, которую можно встраивать в тонкие корпуса. Забегая вперед, отметим, что большинство технологических фишек начали более резвую, чем обычно, миграцию из топового сегмента в средний, где у абонентов тоже наступило «технологическое насыщение», причем довольно быстро...

Инновации шли и дальше, но все менее и менее мотивировали на покупки новых моделей. И перед рынком встала проблема: что принципиально нового можно предложить абонентам в топовом сегменте? Забегая вперед, отметим, что новинки эти относятся к «визуальным искусствам» — как к фото, так и к видео, стриму и т.д. — но для их продвижения потребуется другие схемы.

Процессоры: курс на AI!

Искусственный интеллект становится драйвером рынка смартфонов. О возможности такого развития событий CRN/RE писал весной. Реальность превзошла наши ожидания! AI стал настолько важен, что компании для оптимизации устройств для работы с нейросетями меняют самое ядро мобильных устройств — процессоры.

Сегодня лидером «процессоростроения» для смартфонов стал Huawei. Компания давно выпускала собственные процессоры для гаджетов под маркой HiSilicon Kirin и очень гордилась соответствующими технологическими возможностями, постепенно развивая и совершенствуя чипы. Напомним, что Huawei первым добавил в смартфоны аппаратный нейромодуль, который позволял увеличивать производительность системы на соответствующих задачах, причем прирост составлял не проценты, а разы. Переход на техпроцесс «7 нм» позволил инженерам Huawei расположить на подложке большее число транзисторов, подчеркнул Саймон Сюй, директор отдела разработки мобильных процессоров, что и позволило добавить пару нейромодулей.

Анонсировавшие под конец года новые топовые чипы Samsung и Qualcomm также получили интегрированные нейромодули, но и корейская, и американская новинки сейчас находятся там, где был Huawei почти год назад. Конечно, нейроалгоритмы могут успешно быть реализованы и традиционными процессорами, без аппаратных решений, оптимизированных на обработку AI-задач, просто работать они будут медленнее. Зачем нейропроцессоры в смартфонах нужны абоненту, мы поговорим чуть ниже, а также расскажем про предложения разработчиков приложений и про создание для программистов инструментов и целых экосистем на примере Huawei.

Коммуникации: 5G как реальность

Сети пятого поколения уже внедряются в эксплуатацию на разных континентах, но пока являются экзотикой. Тем не менее, топовые процессоры — и, как следствие, топовые смартфоны — создают «с прицелом» на поддержку этого формата. Судя по всему, первые массовые смартфоны с поддержкой 5G — разумеется, это будут аппараты топового сегмента — мы увидим на рынке летом будущего года, как прогнозирует Питер Йонссон, редактор Ericsson Mobility Report.

Внедрение нового формата актуально для операторов сотовой связи, которые получают возможность с большей эффективностью использовать частотные диапазоны, обеспечивать лучшее покрытие в местах скопления «тяжелых абонентов» и решать на новом уровне ряд современных задач (быстрое предоставление широкополосного доступа, коммуникации для IoT и т.д.). Подробнее о ближайших перспективах формата 5G недавно CRN/RE писал, поэтому повторяться не будем.

Ключевой вопрос для канала

Рынок меняется, и все в большем количестве областей классический «box moving» приносит слишком малую прибыль, требуется фокусирование на топовых продуктах, а чтобы эффективно продвигать их, нужно понимание потребностей абонента. Об этом во второй половине года говорили представители вендоров самого разного оборудования — от компьютеров и СХД до рабочих станций и, конечно же, смартфонов.

Каналу остро нужно понимание, в чем актуальность новых моделей для конечного потребителя. Только зная ответ на вопрос, зачем AI/5G могут быть нужны абоненту, ритейлеры могут эффективно выстроить свои стратегии. Оба направления — и 5G, и AI — для абонентов окажутся крайне полезны на практике, но — увы! — при этом будут «прозрачны» для потребителя.

«Пятое поколение» и AI: почему невидимы?

Появление поддержки 5G в смартфонах большинство абонентов просто не заметит. Скорости, позволяющие в сотовой сети одновременно смотреть несколько UltraHD-каналов, для пользователей совершенно избыточны. Качество связи, особенно на стадионах, на выставках, в музеях, залах ожидания, коворкингах и в других местах концентрации абонентов, привычно высокое, абоненты привыкли смотреть и стримить видео, не очень задумываясь, какие усилия прикладывают операторы для обеспечения требуемых скоростей и стабильности, на какие ухищрения идут. Поэтому наличие 5G для массовых абонентов — даже для тяжелых — не станет «killer feature».

С AI все более интересно. Среднестатистический абонент — даже продвинутый — на вопрос о возможностях сетей пятого поколения может дать хоть какой-то ответ (рост скорости передачи данных и стабильности процесса — ответ правильный, хотя и неполный). Но какой эффект может быть достигнут от внедрения элементов искусственного интеллекта — это люди понимают совсем слабо. И объяснить это каналу будет весьма непросто.

AI: улучшение фото, аватары, оптимизация режимов «железа» и т.д.

Общий тренд остается прежним: «Смартфоны продвигают камеры», — подчеркивает Юрий Мельничек, основатель инвесткомпании Bulba Ventures, выступавший на хакатоне PicsArt AI Days. Но камеры уже не могут без AI! Только нейросети способны поднять качество съемки на новый уровень.

AI-система распознает людей, а также возраст, пол и расу каждого, потом «разбирает» на составные части элементы лиц, применяет к каждому свой подход для оптимизации и «собирает» лица обратно. Первым для российского рынка такое предложил Oppo, потом Vivo, затем начали подтягиваться и другие вендоры.

«Разбирают» и «собирают» снимки новые AI-алгоритмы и на других задачах, оптимизируя иные параметры. Например, представляя смартфоны, Лэй Цзюнь, CEO компании Xiaomi, особо отметил, что Mi 8 Pro может автоматически распознавать на снимке людей, размывая фон вне их изображений (цифровой эффект «боке»), а также анализировать света и тени, оптимизируя их соотношение для получения более естественной картинки (Studio Lightning — цифровая эмуляция студийного света).

Oppo предложил решение для ночной съемки. Представляя модель RX 17 pro, Винсент Лиу, вице-президент компании Oppo в России, особо отметил наличие «на борту» улучшенной версии AI, который может распознать почти девятьсот (!) сценариев ночной съемки, после чего софт попиксельно оптимизирует цвета, подавляет шумы на картинке, а затем программными же методами «восстанавливает» исходное освещение.

Новые возможности, например, оказываются у разблокировки по распознаванию лица, становится возможным «на лету» — при видеоконференции или стриме — накладывать макияж, таким же способом в кадре изменять расу, пол и возраст, создавать аватары, точно повторяющие движения, жестикуляцию и мимику говорящего, и т.д.

Но сводить возможности AI только к оптимизации фото/видео было бы неверным, «компьютерное зрение» способно на большее! Например, упомянутый Mi 8 может стоить трехмерные модели лица, благодаря чему можно, например, более точно производить разблокировку по лицу, а также «оживлять» анимированные эмоджи реальной мимикой абонента.

Вообще возможности AI много больше работы с изображениями. Представляя новые ZenFone c AI, Алексей Нистратов, менеджер по техническому маркетингу компании ASUS, особо отметил, что нейроалгоритмы позволяют увеличить эффективность использования ресурсов смартфона. Анализируя особенности использования гаджета данным конкретным абонентом, фирменный «бортовой» AI некоторых аппаратов ZenFone способен оптимизировать нагрузку на процессор, эффективность использования памяти и, как следствие, расход заряда аккумулятора. В результате растет эффективная производительность, время автономной работы и даже ресурс батареи.

Возможности от внедрения AI, как видите, полезные, интересные и разнообразные, причем количество приложений будет расти. Но будет ли массовый абонент покупать новый аппарат вместо еще работающего старого ради улучшенного «бьютификатора», уточненной мимики аватаров и прироста эффективной производительности, причем непонятно какого? Вряд ли, согласитесь. Однако, российский ритейл не просто нашел формат продвижения новых топовых аппаратов в новых условиях, но уже его успешно опробовал!

«Смартфон по подписке»: от Samsung к Apple, Huawei и другим

С первого декабря МТС предложила абонентам собственный сервис «смартфон по подписке». Напомним, что за несколько недель до МТС аналогичный сервис запустил Samsung в фирменных салонах, и уже от 70 до 75 процентов Galaxy Note 9, флагманов этого вендора реализуются по этой схеме, как говорит Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.

Теперь «подписаться» топовые модели Samsung Galaxy можно и у МТС. Выгода от такого использования смартфона очевидна — по заявлению представителей МТС, или абонент меняет аппарат на новую модель, выплатив половину стоимости девайса за двенадцать месяцев, или платит еще шесть месяцев и получает устройство в собственность, таким образом, как минимум, экономя 20% от начальной цены (а также пользуясь 10% дисконтом на мобильную связь от оператора). Сейчас в рамках «подписного» сервиса в салонах оператора доступны модели Samsung, с февраля МТС обещает сделать доступными в рамках этого сервиса модели Apple, Huawei и других производителей, которые пока не названы.

Очевидно, что получать в собственность устройство годовой давности пожелает лишь малая часть абонентов, воспользовавшихся «подпиской», большинство предпочтет новый смартфон. Таким образом к абонентам и будут попадать смартфоны с поддержкой 5G и новыми возможностями, обусловленными наличием аппаратных нейропроцессоров.

Дальше — больше

Идет активное развитие программного обеспечения, использующего возможности AI. Например, Huawei активно работает над созданием инструментов, облегчающих и упрощающих разработку AI-приложений: на прошедшей в декабре европейской конференции Huawei Eco-connect была представлена уже вторая версия открытой платформы HiAI. Разработчики получат открытую экосистему, обеспечивающую простой доступ к интеллектуальным возможностям процессоров, устройств и облачных сервисов. Над элементами HiAI, как отметил Лу Вэнью, старший эксперт в области искусственного интеллекта департамента продуктового менеджмента Huawei Consumer Business Group, работают 13 исследовательских центров Huawei по всему миру.

Интересные инновации происходят в области прикладных программ, в том числе и в России. Например, в декабре прошел хакатон PicsArt AI Days, на котором за 2 дня 26 команд создали и продемонстрировали свои разработки в области «компьютерного зрения». В частности, это были программы для автоматической конвертации видео в стилизованные комиксы (с распознаванием речи!), бьютификатор, изменяющий геометрические параметры лица для восприятия последнего как более привлекательного и т.д. Артавазд Меграбян, CTO PicsArt, выразил уверенность, что эти и другие разработки, созданные в рамках хакатона, в обозримом будущем станут реальными продуктами.

Для всех этих систем тоже будет актуальны аппаратные нейропроцессоры. Очевидно, что со временем такие элементы станут «must have» на смартфонах, как некогда стал обязательным MMX в процессорах. Но пока такие решения доступны только в старших моделях смартфонов.

Прогнозы для наступающего года

AI и 5G будут двигать рынок смартфонов, причем в наиболее интересном топовом сегменте. Но к этому сегменту получат доступ далеко не все ритейлеры. Легко предположить, что с высокой степенью вероятности «HaaS для абонентов», реализованный Samsung и МТС, подхватят и разовьют другие крупные федеральный ритейлерские сети, как специализирующие на гаджетах (например, «Билайн», «МегаФон» и «Связной»), так и универсальные («М.Видео», DNS и т.д.).

Создание и поддержание «подписного» сервиса требует дополнительных затрат и несет некоторые новые риски, но, судя по всему, это будет основной канал продвижения популярных топовых моделей смартфонов. Реализовать такое продвижение смогут только крупные сети, которые и будут господствовать в продажах топовых смартфонов, самых дорогих и наиболее маржинальных товаров сегмента. Заметим, что при продвижении топовых моделей «по подписке» сети могут вполне успешно конкурировать с трансграничными торговыми площадками.

Независимый ритейл, в котором представлены мелкие и средние компании, «подписного» сервиса предоставить не может, а из торговли популярными старшими моделями смартфонов, скорее всего, будет вытеснен. Однако и ему будет чем заняться, продвигая модели из среднего и бюджетного сегментов, о которых мы поговорим в следующий раз.

Источник: Редакционный материал