25 февраля 2019 г.

Одной из важнейших тем недавнего послания президента РФ Федеральному Собранию стала всеобъемлющая цифровизация. Особенно много об этом говорилось в контексте организации цифрового правительства, создания удобных площадок для комфортного взаимодействия государства и граждан, снижения административной нагрузки на бизнес.

Традиционно все, кто имеет отношение к высоким технологиям, в том числе и к ИТ-бизнесу, привыкли, что самое слабое звено в плане освоения цифровых премудростей — как раз государственные органы. Сюрприз: как свидетельствует свежее исследование РОЦИТ, цифровая грамотность россиян за минувший год не укрепилась — что вроде бы самоочевидно должно было следовать из нейтрально-слабопозитивной, а местами и весьма оптимистичной картины отечественного рынка ИТ, — а впервые за время наблюдений продемонстрировала снижение.

РОЦИТ совместно с исследовательской группой «ЦИРКОН» уже четвёртый год подряд рассчитывает условный показатель осведомлённости россиян в различных аспектах высоких технологий, — так называемый индекс цифровой грамотности граждан РФ. По итогам 2018 г. среднее значение этого индекса по стране составило 4,52 пункта, что на 14,7% меньше в сравнении с 2017-м и на 2,7% меньше, чем в 2015 г., когда были проведены первые подобные исследования. Не больше, — меньше!

Сводный индекс цифровой грамотности складывается из трёх базовых компонентов — «потребление», «компетенции» и «безопасность», — которые определяют для каждого из федеральных округов по отдельности, а затем на их основе рассчитывается общий показатель для всей России.

Интересно, что по показателю цифрового потребления, скажем, в прошлом году на первое место вышел Северо-Западный округ, на втором оказался Центральный, на третьем — Дальневосточный. Тогда как лидером по субиндексу «цифровой безопасности» стал Дальневосточный округ, на второе место вышел Северо-Западный, а Центральный неожиданно уступил «бронзу» Уральскому.

Субиндексы сводного индикатора цифровой грамотности меняются год от года разнонаправленно. Уровень «компетенций» по всей стране в 2015 г. оценивался в 4,48 условных балла, тогда как в 2018-м он вырос до 5,44 балла. Это как раз и отражает интенсификацию проникновения «повседневных» высоких технологий — смартфонов и иных умных гаджетов, электронных платежей, элементов цифрового правительства — в жизнь рядовых россиян.

Зато компетенции «Потребление» и «Безопасность», напротив, демонстрируют отрицательную динамику. Если в 2015-м субиндекс «Цифровое потребление» был оценен в 5,17 условного балла, то в прошлом году — всего в 4,49. Та же картина наблюдается для субиндекса «Цифровая безопасность»: 4,86 условного балла в 2015 г. против 3,29 в 2018-м.

Эксперты отмечают рост диспропорции между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Особенно опасен отрыв практических компетенций от базовых понятий о безопасности при обращении с гаджетами, приложениями на них и Интернетом в целом. Как свидетельствуют данные Mediascope, в первом полугодии 2015-го среднемесячная доля россиян, пользующихся мобильным Интернетом, составляла лишь 51,6%, а в 2018 г. — уже 67,6%.

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников так прокомментировал снижение индекса цифровой грамотности: «Более активное пользование приводит и к более высокому уровню знания, действия в онлайн-среде становятся более осознанными, у россиян растет уровень критического мышления. Пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и ПО, начинают задумываться о безопасности онлайн-платежей, а потому оценивают свой уровень цифровой безопасности как более низкий».

Иллюстрирует этот тезис такая статистика: в 2015 г. полностью согласились с утверждением «Мне всегда (или почти всегда) удается отличить легальный контент (музыку, фильмы, электронные книги и т.д.) от пиратского» 21,7% респондентов, а в 2018 году — заметно меньше, 17,0%. Таким образом, развитие компетенций обостряет для пользователей проблему информационной безопасности.

Что с точки зрения канала — очень и очень хорошо. По мере того, как зарабатывать на перемещении коробок становится не то что трудно, а фактически невозможно, ритейлеры ищут способы осваивать нишу потребительского ИТ-консалтинга. Оказывать частным покупателям самые разнообразные услуги, от настройки приобретаемого роутера до предоставления вычислительных мощностей и пространства для хранения данных в собственном (или арендуемом ритейлером именно для этой цели) коммерческом облаке.

Но для того, чтобы предлагать технически нетривиальные услуги, необходимо иметь в наличии аудиторию, которая осознаёт свои потребности в подобном сервисе. Интеграторам, работающим с коммерческими заказчиками, в этом смысле проще: их клиенты хотя бы в минимально необходимой для их бизнеса степени держат руку на пульсе технологических инноваций.

Масса же частных потребителей до самого недавнего времени была в этом отношении довольно-таки косной. Крайне здорово, что ситуация меняется, и — по оценке РОЦИТ — рядовой клиент ИТ-ритейла начинает всё активнее осознавать свои актуальные компетенции и потребности.

Источник: Максим Белоус, crn.ru