27 февраля 2019 г.

Павел Самойлов

Глобальная экономическая ситуация формирует огромный спрос на программное обеспечение и применение высоких технологий в производственной сфере. В нашей стране, с одной стороны, финансовые потрясения и запретительные барьеры оказывают негативные последствия на бизнес, а с другой стороны — руководители предприятий начинают задумываться об оптимизации бизнес-процессов и снижении издержек.

Плюс на смену дорогостоящему импортному программному обеспечению приходят отечественные разработки. Как следствие, вскоре можно будет говорить о повышении конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке и преимущественном использовании их продукции на рынке внутреннем. В перспективе ожидается, что поднимающаяся волна технологического развития позволит достигать успеха в бизнесе быстрее, чем в предыдущие годы.

Пока промышленность во всем мире осуществляет прорыв в четвертой индустриальной революции, динамика цифровизации российских производств на этом фоне выглядит не очень привлекательно. Можно даже сказать, что она проходит бессистемно. За более чем 20-летнюю практику работы с отечественными компаниями мы пришли к выводу, что из условных 100 предприятий, обратившихся к нам с задачей внедрения цифровизации, реальные проекты запускают только 10-20% заказчиков. Опираясь на это опыт, мы определили основные проблемы старта реализации проектов. В первую очередь, это постановка целей и формулировка задач, данные, а далее — человеческие и профессиональные ресурсы, бизнес-процессы и деньги. Как видим, финансы не являются основным камнем преткновения на пути к внедрению систем автоматизации. Попробуем вместе детально разобраться — как избежать типовых проблем и безболезненно начать процесс цифровой трансформации предприятия.

1. Постановка целей и задач

Часто решение о цифровизации предприятия (то есть о внедрении тех или иных ИТ-решений в его деятельность) принимается без чёткого понимания, зачем и кому это нужно. Иногда потому что это «модно» — сейчас из каждого утюга слышен «PR-звон» про «цифровизацию» , и от руководства поступает приказ: «Цифровизировать!». Случается, что призыв сопровождается требованием всё «сделать вчера».

Например, к нам в начале 2018 года обратилось предприятие с задачей внедрить систему оперативного планирования за 2 месяца. На вопрос, откуда взялся именно такой срок, был получен ответ, что «есть приказ, а приказы, как известно, не обсуждаются». На наш взгляд, эта задача не подлежит реализации (даже при наличии всех исходных данных, формализованных алгоритмов планирования и прочего). В этом случае мы были вынуждены отказать, так как воплощать заведомо безнадежный проект бессмысленно. Предприятие выбрало другого интегратора, а осенью опять пришло к нам.

Как же поступить правильно? В качестве взвешенного подхода приведем пример корпорации «ТехноНИКОЛЬ», команда которой на старте проекта сформулировала и поставила бизнес-цель. В качестве инструмента для достижения этой бизнес-цели и выступали ИТ-решения. Корпорации удалось повысить эффективность работы за счёт оперативного и качественного планирования производства. Внедренный программный комплекс автоматизировал отработку поступающих на сайт компании заявок, включая быстрый расчёт и согласование сроков отгрузки продукции с учётом пожеланий клиентов и реальных возможностей предприятия — задача, которую предприятие и планировало решить изначально путем автоматизации.

В первую очередь, руководству компании нужно определить: какую именно бизнес-задачу нужно решить, а в идеале — сформировать цифровые критерии «успешности» решения этой задачи. После этого переходить к рассмотрению инструментов решения этой задачи (информационные технологии, кстати — только один из способов решения бизнес-задач).

2. Данные имеют значение

Практически ни одна информационная система не работает в отрыве от других. Например, для внедрения системы планирования производства нужны данные о технологических процессах, об оборудовании, его возможностях, и ещё много дополнительной информации. Для автоматизации процессов подготовки производства одним из ключевых элементов является наличие и актуальность единых корпоративных справочников. Можно с уверенностью заявить, что данные — это «кровь» любой информационной системы. Недаром термин Big Data сегодня получил синоним «новая нефть». Присутствие достаточного объема данных является критической позицией для успешного запуска и функционирования практически любой ИТ-системы.

Причем важно понимать, что полного отсутствия данных не бывает — предприятие работает и производит продукцию, соответственно, где-то хранится технология изготовления, и остальные данные тоже существуют. Однако проблема кроется в представлении этих данных. Случается, что данные есть, но в разрозненном виде: в виде таблиц MS Excel, в бумажных журналах, а также в головах специалистов.

Вообще, стоит стремиться к ситуации, когда все без исключения данные предприятия актуальны и представлены в электронном виде. Такую организацию хранения информации желательно иметь каждому предприятию до начала работ по внедрению любой ИТ-системы.

3. Кадры решают все

Для успешного запуска ИТ-системы на предприятии, кроме грамотной ИТ-службы, должен быть руководитель проекта. По нашему опыту, лучшим руководителем проекта является глава функционального блока, который получает выгоду от внедрения ИТ-системы.

Во-первых, руководитель проекта должен обладать глубокой экспертизой в автоматизируемой предметной области. Также у него должны быть все полномочия для реализации проекта. При внедрении корпоративных систем очень часто, кстати, лучший руководитель проекта — это первое лицо предприятия. Он понимает, зачем нужна предприятию система, и он же выделяет на это бюджет.

Один наш заказчик из подшипниковой отрасли самостоятельно запускал систему электронного документооборота. Казалось бы, несложная вещь, однако внедрение пробуксовывало. Задача решилась просто: генеральный в один момент перестал принимать бумажные документы и запретил бумажный документооборот в рамках предприятия. На заводе поднялась в буквальном смысле паника. Однако через месяц работы сотрудникам стало понятно, что назад дороги нет, а через 3 месяца люди на местах уже говорили «...непонятно, как мы вообще жили с бумажками». Теперь систему из предприятия «выдрать» невозможно. И таких примеров «силового внедрения» можно привести множество. Понятно, что для такого сценария руководитель проекта должен иметь «железную волю» и соответствующие полномочия.

Поэтому, прежде чем запускать ИТ-проект, нужно удостовериться, что на вашем предприятии есть специалисты и менеджеры, наделённые соответствующими полномочиями и способные взять на себя ответственность за успешность проекта.

4. Когда главное и процесс, и результат

Как сказал мне один умный заказчик: «Бардак автоматизировать нельзя». До начала автоматизации той или иной предметной области на предприятии стоит удостовериться, что автоматизируемые процессы описаны, актуальны и исполняются. Если этого нет, то работы по выстраиванию технологии бизнес-процессов мы обязательно включаем в проект.

В реальной жизни так и бывает, именно поэтому блок по описанию бизнес-процессов в рамках разработки технического задания является одним из ключевых этапов работы.

А с тем заказчиком проект не стартовал: по результатам обследования структуры процессов мы вместе поняли, что внедрять ИТ-систему ему ещё рано.

5. Как сформировать бюджет на цифровизацию?

Как описано выше, ИТ-системы не висят в вакууме, а живут вместе с предприятием. Предприятие является живым организмом и неизбежно меняется — под воздействием внешних сил и в результате внутренних изменений. Поэтому важно понимать, что после внедрения ИТ-систему нужно будет обслуживать и развивать так же, как вы делаете техобслуживание вашего автомобиля.

Здесь важно при оценке инвестиций посчитать не только стоимость внедрения, но и стоимость владения ИТ-системой. Она складывается из стоимости технического сопровождения, развития системы, стоимости обновления программного обеспечения и многих других составляющих. Даже если вы поддерживаете систему собственными ресурсами, то они тоже имеют стоимость — это зарплаты, налоги, оснащение рабочих мест, обеспечение квалификации специалистов и другие операционные расходы.

В совокупности, стоимость владения может составлять от 15% до 25% стоимости системы в год. То есть, если вы планируете затратить на внедрение, например,10 млн.руб., то её сопровождение может стоить 1,5-2,5 млн в год.

Кстати, самые продвинутые в этой области предприятия начинают зарабатывать на своих же ИТ-системах. В качестве примеров можно привести ГК «Электрощит — ТМ «Самара» и тольяттинскую компанию «Инновационные системы пожаротушения». В частности, конфигуратор производимого заводом оборудования размещён на сайте предприятия, и в случае «Электрощита» проектировщики из различных проектных организаций могут ввести информацию по проекту и в течении 15 минут автоматически получить комплект схем вторичной коммутации и спецификацию. В этой модели все стороны довольны — проектировщик ввёл данные и автоматически получил комплект проектной документации, а завод получил довольного заказчика и новый заказ. Близкая модель реализована и в «ИСП». Вполне возможно, это как раз вариант для вашей компании.

Чтобы путь к цифровизации был легким и близким

Подводя итог, ещё раз отмечу значение «оцифровки» цели до начала любого ИТ-проекта, а также важность оценки готовности предприятия по всем отмеченным пунктам: данные, люди, процессы и деньги. Тогда внедрение высоких технологий и автоматизации на предприятии будут попадать не бюджет «затрат», а в статью «самые выгодные инвестиции компании».

Источник: Павел Самойлов, генеральный директор АСКОН-Самара (входит в Группу АйтиКонсалт)