28 февраля 2020 г.

Настало время подвести промежуточные итоги истории с коронавирусом, которые не все отрицательные.

Принципиально новых кейсов, способных привести к негативным последствиям, пока не появилось, про все имеющиеся CRN/RE писал и продолжает писать. Интересно, что ВОЗ не спешит официально объявлять о пандемии. При этом некоторые аналитики отмечают, что пандемия внесена в качестве форс-мажорного фактора во множество договоров, поэтому официальное признание глобальных масштабов новой напасти с юридической точки зрения будет являться основанием для обстоятельств в экономических соглашениях.

Это потрясет целые индустрии, например, область страхования, работающим в которых компаниям придется покрывать некоторую часть многомиллиардных убытков. Но, с другой стороны, это же будет благом для многих компаний, которые получат официальный повод для «передышки», что позволит им, например, выполнить ряд действий по оптимизации своих бизнес-процессов. Данный пример универсален, он касается компаний из любых областей, однако мы понимаем, что в современных условиях оптимизация в ряде случаев приводит к развитию процессов «цифровой трансформации» бизнесов, что важно для ИТ-компаний.

Что предложить заказчикам в текущей ситуации?

Прежде всего — и это логично — следует предложить решения, способные обеспечить возможности удаленной работы сотрудников. Внедрение таких решений сократит количество совещаний, поможет минимизировать командировки и т.д. Решения для теле- и видеоконференций ожидает бум.

Тренд на использование компьютера для голосовых и видеокоммуникаций начался давно, НР делал на нем акцент в концепции «офис будущего», о которой CRN/RE писал. Милленеалы, которых по естественным причинам в современных офисах становится все больше, активно используют компьютеры для разговоров, как отмечал Николай Шмыков, руководитель группы по продвижению коммерческих ПК HP в России. Возможно, теперь к такому режиму работы придется перейти и сотрудникам из других возрастных категорий. Правда, привычки милленеалов тоже будут вынужденно изменены — например, концепция «третьего места» в современных условиях не самый лучший вариант, поэтому все больше людей будут работать дома.

В результате все большее количество сотрудников будут требовать для повседневной работы компьютеры с продвинутыми аудиосистемами, включающими микрофоны, отсекающие фоновый шум, аппаратные кнопки для управления голосовыми коммуникациями и т.д. Заметим, что если такие ноутбуки для бизнес-пользователей предлагают разные вендоры — НР, Lenovo, Dell и другие — то в настольных системах такой акцент выраженно делает только НР, выпуская мини-десктоп Slice, одним из опций для которого является крышка с упомянутыми выше кнопками (о нем CRN/RE писал также).

Опции для «мобайла», стационарные решения, проекты интеграторов

Для компьютеров есть интересные опции, расширяющие возможности телеконференций. Например, модели Logitech — C930e Business Webcam и C925e Webcam. Акцент в названиях не случаен: модели как позволяют выдавать изображения «бизнес-класса» (присутствует автофокусировка, smart-оптимизация при перепаде яркостей в поле зрения камеры и т.д.), так и имеют сертификацию совместимости со Skype for Business, Cisco Jabber и другими системами бизнес-коммуникаций.

Распространение коронавируса поднимет спрос на стационарные системы для видеоконференцсвязи, например, на Logitech Rally, о котором CRN/RE писал. Система проста в настройке, а еще проще в использовании. Приятно, что решение использует AI для оптимизации как передаваемого видео, так и аудио, а также, как подчеркивала на анонсе решения Ирина Степанова, руководитель направления видеорешений для совместной работы Logitech в России и СНГ, совместима со Skype for Business, Microsoft Teams, Google Hangouts, Zoom, BlueJeans и другими аналогичными системами. Решения для переговорных разнообразны, если Rally подойдет для больших помещений, то для маленьких будет достаточно упрошенного варианта — Meetup.

Однако для создания систем ВКС компаниям требуется помощь интегратора. Например, недавно корпорация Softline внедрила систему видеоконференцсвязи в головном офисе кондитерского холдинга «Славянка». Решение, построенное на коммуникационной платформе Cisco, позволяет заказчику упростить процесс коммуникаций как с подразделениями компании (а «Славянка» имеет головной офис в Старом Осколе и филиалы в четырех регионах страны), так и с контрагентами (холдинг входит в «Top 50» кондитерских компаний мира, так что партнеров много). Использование Cisco Collaboration, как отметила Лидия Ружейникова, менеджер по работе с крупными корпоративными клиентами Softline, в данном случае было определено как развитостью платформы, так и опытом специалистов интегратора в применении решений данного вендора. Но активное участие представителей заказчика в деле построения системы тоже было нужно — систему проектировали с учетом особенностей бизнес-процессов «Славянки». Заказчик от внедрения уже выиграл. «Скорость согласований и принятия решений увеличилась в среднем на 20-25%», — говорит Егор Наумов начальник службы системного администрирования группы компаний «Славянка». Разумеется, новая система позволяет сократить командировки, что также выгодно, а с учетом ситуации с пандемией еще и защищает сотрудников от заражения.

RPA получает новый драйвер

Эпидемия приведет к распространению роботизации — Robotic Process Automation (RPA). В современных условиях RPA надо понимать значительно шире, чем внедрение станков с ЧПУ и многофункциональных автоматов для сборочных конвейеров. Сегодня RPA является формой технологии автоматизации бизнес-процессов, основанной на метафорическом программном обеспечении роботов или работников искусственного интеллекта, согласно определению Wikipedia. В качестве роботов могут выступать, например, интеллектуальные чат-боты, которые настолько smart, что способны классифицировать сообщения на основе намерения человека, распознавать его желания и эмоциональный фон. Smart-умения такой бот получает, расширяет и совершенствует с применением сервисов на основе машинного обучения.

Рынок RPA и раньше демонстрировал впечатляющую динамику, по оценкам специалистов корпорации Softline, его прирост в среднем составлял порядка 30-50% ежегодно. По данным проведенных опросов среди топ-менеджеров, 81% компаний считают, что RPA в сочетании с искусственным интеллектом серьезно повлияет на их бизнес уже в следующие четыре года, а в 72% компаний готовы внедрять технологии RPA в ближайшем будущем. Сейчас RPA получает новый мощный драйвер для развития.

Важно, что такие боты должны быть тесно интегрированы с EPR- и CRM-системами предприятий. Например, создание навыков «Алисы» для задач e-commerce в ряде случаев можно считать роботами, автоматизирующими прикладные задачи, но есть и более сложные решения, требующие создания собственных экосистем. Среди наиболее частых случаев применения подобных экосистем роботизации следует отметить внедрение роботов в масс-рекрутмент или скоринг, отметил Антон Сидоров, руководитель направления RPA в корпорации Softline.

С учетом эпидемии в отдельных нишах востребованность RPA-систем может расти опережающими темпами. Примером такой ниши, в частности, являются решения для HR, оптимизирующие процесс найма большого количества сотрудников, что представляет собой довольно распространенную задачу, например, для предприятий сферы обслуживания, сервисов курьерской доставки и т.д. Как отметил г-н Сидоров, созданные корпорацией RPA-системы для масс-рекрутмента в российских условиях уверенно обеспечивают 70% гарантию закрытия вакансии кандидатом с требуемыми параметрами. При этом все, что связано с допуском конкретных людей к сервисам компании, контролем наличия справок или составлением отчетов сотрудниками, подвержено роботизации. Современный бот, настроенный в зависимости от задач компании и сопряженный с ее EPR-системой, способен сам сформировать нужную документацию и заносить ее в базы, требуя от соискателей — а впоследствии от сотрудников — ответов на вопросы, фотографирования и предоставления документов и т.д. Это выгодно для компании-заказчика, а также позволяет существенно снизить вероятность заражения вирусом сотрудников HR-департамента, живое общение которых с соискателями радикально сокращается, что в условиях масс-рекрутмента крайне важно.

Продолжение следует

Заметим, что мы рассмотрели только некоторые направления ИТ-рынка, которые в условиях пандемии могут получить мощный стимул для дополнительного развития. Есть и другие, например, RPA может быть полезно для скоринга, возможные перебои с поставками «железа» увеличат востребованность «облачных» сервисов, виртуализированных рабочих сред, HaaS/DaaS и т.д. Изменения пользовательского поведения, вызванные эпидемией, на рынке товаров и сервисов для частных лиц приведут к росту продаж телевизоров, cloud-гейминга и т.д. Обо всем этом мы еще поговорим отдельно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE