11 июня 2020 г.
Gartner указывает девять правил успешных финдиректоров, которые помогут повысить показатели бизнеса во время пандемии COVID-19. Эти рекомендации основаны на результатах исследования, проводимого последние 20 лет, в котором изучается, как компаниям, достигшим эффективного роста, удается пройти через периоды кризиса и неопределенности.
«Сейчас мы сталкиваемся со спадом из-за COVID-19, который может быть даже больше, чем в 2008 году, — пишет Саманта Эллисон (Samantha Ellison), старший директор, консультант практики Gartner Finance. — Финансовые директора и руководители финансовых отделов должны внимательно изучить это поведение, которое дало хорошие результаты после последней рецессии».
Вот девять правил, которые можно вывести из действий финдиректоров компаний, продемонстрировавших эффективный рост:
1. Инвестиции в рост — крупнее и с более высокими рисками
Исследование Gartner показало, что руководители, достигшие эффективного роста, в 1,4 раза чаще старались использовать преимущество первопроходца, решительно вводя инновации. Совершаемые ими покупки и слияния бизнеса были на 21% крупнее, а расходы на НИОКР вводились вновь почти в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе. «Самые успешные компании не вписываются в тенденцию распределения инвестиций по разным направлениям — они делают инвестиции с более высокими рисками в выявленные возможности роста», — пишет Эллисон.
2. Контроль за «ползучим ростом»
Важно также контролировать разрастание бизнеса и понимать скрытые издержки усложнения организационной структуры. Исследование Gartner показало, что организации, достигшие эффективного роста, в среднем имели на 24% меньше продуктовых линеек и линеек услуг и на 18% меньше отраслевых групп по сравнению с другими компаниями той же группы.
3. Финансирование важнейших стратегических инициатив
Финдиректора успешных компаний умеют достичь консенсуса по важнейшим стратегическим инициативам и обеспечить дополнительные ресурсы на случай, если потребуется расширить или ускорить реализацию этих инициатив.
4. Устранение препятствий к росту
Недостаточно просто стимулировать принятие разумных рисков: самые успешные финдиректора постоянно выявляют факторы, тормозящие процесс, и препятствия в корпоративной культуре, которые сдерживают готовность делать умные ставки на рост. «В этом деле полезно начать с бюрократии в финансовом отделе, но таким тормозом могут быть также политика сиюминутных выгод и избегание „слишком рискованных“ перемен, равно как и сужение возможностей из-за необдуманных сокращений», — пишет Эллисон.
5. Выработка «теории клиента»
Самые успешные финдиректора строят собственные гипотезы о том, что создает потребительскую ценность, а не перекладывают это на отделы маркетинга или продаж. Фактически, они проводят сейчас почти 5% своего времени с клиентами и намерены увеличить его до 10%.
6. Умение минимизировать убытки
Важный аспект принятия более крупных рисков — это умение понять, когда следует выйти из инвестиций. Финдиректора, достигшие эффективного роста, прорабатывают план инвестиций с триггерами выхода, привязанными к каждому этапу, задолго до того, как будут сделаны такие инвестиции.
7. Не «оптимизировать» то, что дает конкурентные преимущества
«Особенно сейчас — избегайте сокращать расходы на поддержку удаленной работы, — пишет Эллисон. — Финансовые директора должны быть осмотрительны и не сокращать то, что будет нужно компании, чтобы успешно восстановиться после спада, — непродуманный подход к оптимизации затрат может привести к таким ошибкам».
8. Вовлечение всех отделов в поиск экономии
Централизованные меры по оптимизации затрат имеют свои ограничения. «Финансовые руководители не всегда могут дотянуться до передовой — операционных процессов, где могут быть скрыты возможности повышения эффективности, — пишет Эллисон. — Финдиректора, достигшие эффективного роста, проявляют творческий подход, чтобы вовлечь подразделения бизнеса в нахождение таких возможностей экономии. К примеру, использование части будущего выигрыша для вознаграждения отделов за найденные пути экономии помогает стимулировать участие в оптимизации затрат».
9. Разные модели бюджетирования
Лучшие финансовые команды рассматривают разные модели бюджетирования, чтобы убедиться в правильности распределения ресурсов. Бюджетирование с нулевой базой и по драйверам затрат помогает определить те виды деятельности, которые создают реальную ценность бизнеса.
«Финансовым директорам имеет смысл следовать этим девяти отличительным признакам своих успешных коллег, — пишет Эллисон. — Эти проверенные методы отличали победителей от проигравших после последней рецессии и подготовят организации ко многим трудностям, с которыми они сталкиваются сегодня».
Источник: Пресс-служба компании Gartner