24 ноября 2020 г.
Наряду с промышленным Интернетом вещей (умный город, роботизированный офис, автономные производства и т. п.) умный дом рассматривается экспертами и практиками ИТ-рынка как одно из наиболее перспективных направлений. Однако некоторые тенденции, уже успевшие себя проявить на этом новоявленном сегменте ИТ-рынка, заставляют осмотрительных ритейлеров и интеграторов умерять безудержный энтузиазм в отношении умного дома.
Гаджеты и тренды
Недавний отчёт IDC о рынке устройств умного дома в регионе EMEA свидетельствует о сокращении его во II кв. текущего года на 7,2% по сравнению с тем же периодом
Вроде бы всё хорошо, — однако вопрос в том, что именно относить к устройствам умного дома. Вот бытовой смарт-ТВ — умный гаджет или нет? Учитывая вычислительную мощь его процессорной платформы, постоянную связь с облачными сервисами, возможность распознавать речевые команды и прочее — безусловно, умный. Вот и выходит, что сдержанная динамика рынка умных домашних устройств в первой половине
Возьмём теперь умные колонки (как чисто акустические, так и интегрированные с экранами в так называемые умные дисплеи), — они ведь тоже часть сегмента умного дома, верно? Canalys прогнозирует, что если в 2021 г. мировые поставки этих гаджетов выйдут на отметку 163 млн единиц (+21% относительно прогнозного уровня
С этой оценкой неплохо согласуется прогноз IDC для устройств умного дома по категориям. В 2024 г., считают аналитики, на умные колонки будет приходиться чуть более 14% всех поставок таких устройств по количеству, на развлекательные видеогаджеты (прежде всего, смарт-ТВ) — 31%, ещё 21% на домашние системы видеонаблюдения и безопасности, и лишь около трети всех отгрузок — на прочие категории, такие как умные розетки, умные лампы, умные холодильники и пр.
Таблица. Мировые поставки устройств умного дома по категориям в 2020 и 2024 г., прогноз (источник: IDC, сентябрь 2020)
Категория |
Отгрузки в 2020 г., млн шт. |
Доля рынка в 2020 г., % |
Отгрузки в 2024 г., млн шт. |
Доля рынка в 2024 г., % |
CAGR на интервале |
Развлекательные видеогаджеты |
353,9 |
41,4 |
451,2 |
31,3 |
+6,3 |
Домашние системы видеонаблюдения и безопасности |
166,3 |
19,5 |
303,5 |
21,1 |
+16,2 |
Умные колонки |
133,7 |
15,6 |
203,9 |
14,1 |
+11,1 |
Прочее |
200,2 |
23,4 |
483,1 |
33,5 |
+24,6 |
Всего |
854,1 |
100,0 |
1441,7 |
100,0 |
+14,0 |
Два прогноза
Обратите внимание: наивысший прирост в сегменте умного дома на ближайшие пять лет аналитики IDC видят как раз в категории «Прочие»: т. е. всё, что не смарт-ТВ, не умные колонки и не домашнее видеонаблюдение. Но с этой категорией, если вглядеться пристальнее, всё далеко не так просто. Достаточно взглянуть на два ноябрьских прогноза Technavio, отражающих прямо противоположные тенденции в рассматриваемом сегменте.
Прогноз первый: глобальный рынок умного дома в целом (Smart Home Market) на интервале до 2024 г. (см. рис. 1). Эксперты считают, что по итогам нынешнего года этот сегмент вырастет почти на 15% относительно уровня
А теперь — второй прогноз: те же самые аналитики Technavio обращают внимание на один лишь подсегмент рынка умного дома, а именно — на умную бытовую технику (Smart Home Appliances Market; см. рис. 2). Здесь по итогам
Что же получается? Если верить IDC, категория «Прочее» в сегменте умного дома, к которой относятся и умные бытовые приборы (кофеварки, холодильники, зубные щётки и т. п.), в количественном выражении будет расти до 2024 г. со среднегодовым темпом около 25% и составит примерно треть от всего объёма поставок устройств в этом сегменте. Если же верить Technavio, на интервале до того же
Штуки в плюс, деньги в минус
Противоречия не окажется, если внимательнее вглядеться в поясняющие надписи на слайдах, предоставленных Technavio. Рост сегмента умного дома обусловлен, как отмечается там, в целом нейтральным воздействием коронакризиса на сектор информационных технологий. И действительно, умные ТВ люди продолжают исправно покупать (хотя бы потому, что «глупых» с приличного качества экранами уже днём с огнём не сыщешь); умные колонки завоёвывают всё более широкое признание за счёт удобства голосовых коммуникаций с непрерывно эволюционирующими облачными цифровыми помощниками, да и домашние системы видеонаблюдения и безопасности с выходом в облако квартал за кварталом укрепляют свои позиции на рынке. Словом, всё в сегменте умного дома, что напрямую имеет отношение к ИТ и существенно зависит от качества имплементации высоких технологий, зарекомендовывает себя в глазах массового потребителя с самой лучшей стороны.
Умные же бытовые устройства, appliances (см. комментарий в верхней части рис. 2) аналитики вполне справедливо относят к consumer discretionary: товарам неповседневного спроса, в которых не существует объективной потребности и которые приобретаются от скуки, из любопытства либо по минутному порыву людьми, располагающими избытком свободных средств. Это не совсем luxury, поскольку чаще всего такие продукты не снабжаются шильдиками известных брендов: скорее, следует говорить о технически сложных товарах с избыточной функциональностью. Очевидно, эта категория сильнее всего пострадала от коронакризиса и вызванного им спада покупательной способности. Действительно, холодильнику, кофеварке, потолочному светильнику нет жизненной необходимости становиться умными прямо сейчас.
Акцент на «прямо сейчас» имеет значение: всякому ИТ-овощу — своё время. Коммуникаторы с большими сенсорными экранами, управляемые весьма развитыми операционками с возможностью ручной доустановки ПО пользователем (Windows CE, SymbianOS, BlackBerry OS) существовали задолго до выхода на рынок первого iPhone. Но лишь с появлением онлайнового магазина App Store, наполненного множеством легко загружаемых приложений гарантированного самой Apple качества, смартфоны стали объективно и повседневно необходимым ИТ-товаром для сотен миллионов, а позже и миллиардов потребителей по всему миру. Почему бы не предположить, что в будущем и умные кормушки для домашних питомцев, умные термостаты, умные микроволновки не вырвутся из предательских тенёт категории consumer discretionary?
Умный дом — не моя крепость
Увы, могут и не вырваться. Люди будут более или менее охотно приобретать недорогие умные бытовые устройства (отсюда рост в штуках), приобщаясь тем самым к умному дому, но в итоге не проявят к ним большого интереса — и крупные покупки в этом подсегменте сведут к минимуму (так объясняется одновременный спад в деньгах). Как представляется сегодня экспертам, ответственны за это сразу два важнейших фактора. Причём чем больше потребителей сталкиваются с ними в своей практике знакомства с умным домом (и чем активнее делятся своим негативным опытом в соцсетях), тем скептичнее в целом оказывается настроен рынок в отношении умной бытовой техники, без которой вполне возможно обойтись.
Фактор первый: покупка услуги, а не устройства. Умный бытовой прибор делает умным интегрированность в некую экосистему; поддержка со стороны производителя и/или провайдера облачной услуги. Когда и если такая поддержка прекращается — банально из-за банкротства вендора, например, или из-за потери им интереса к данному проекту, — пиши пропало. Известна история с американской умной камерой наблюдения для дома Lighthouse, которая благодаря постоянной связи с облаком вендора получала возможность распознавать лица посетителей и сигнализировала владельцу, если в доме вдруг появлялся некто незнакомый. ИИ камеры — точнее, облачной системы — был настолько хорош, что различал по мордам даже домашних питомцев.
Однако больших прибылей
Фактор второй: условия, на которых приобретена услуга, не высечены в камне. И снова пример с американского рынка устройств для умного дома: хаб для контроля и управления множеством умных устройств Wink Labs. Гаджет архиполезный, способный обеспечить владельцу простой и удобный доступ к разнородным подключённым (необязательно даже умным) устройствам в доме. Неудивительно, что к середине нынешнего года число пользователей Wink Labs превысило 4 млн: купил, принёс, подключил — всё работает!
Но вот в мае
Чем менее экзотичными будут становиться элементы умного дома на нашем рынке, тем большую весомость для потребителей станут приобретать два этих негативных фактора. Ритейлу и особенно интеграторам, практикующим реализацию для частных заказчиков систем умного дома «под ключ», следует также иметь эти факторы в виду — и с особым тщанием подбирать вендоров, стараясь достоверно спрогнозировать на несколько лет вперёд устойчивость выбранной ими бизнес-модели и их как компании в целом. В противном случае пессимистичный прогноз по сокращению (выраженных в долларах) продаж умных бытовых устройств имеет все шансы воплотиться в реальность. И вряд ли стоит сомневаться, что на российском рынке этот провал окажется ещё более зияющим, чем в целом по миру.
Источник: Максим Белоус, crn.ru