27 апреля 2022 г.

В текущей ситуации множество компаний находятся в состоянии шока и неопределенности. А их сотрудники также оказались в состоянии психологического «обморока». Все это не может не сказываться на рабочем процессе. Психологи уверяют: в условиях серьезных изменений и ситуации высокой неопределенности компаниям не стоит пренебрегать психологической помощью сотрудникам. Важно знать, что кроме профессиональной помощи дипломированных специалистов, можно использовать и другие формы «разгрузки». В частности, команда проекта STRESS.HELP предлагает руководителям проводить так называемые «встречи на равных», в рамках которых сотрудники могут «выговариваться», выплескивать чувства, мысли, делиться ощущениями.

Мы предложили компаниям поделиться секретами поддержки сотрудников в сегодняшних реалиях. Возможно, их советы, методики и практики помогут и сотрудникам других компаний.

Анна Анцинова, директор по персоналу OCS Distribution:

OCS пережила уже немало кризисов, последние два года — пандемию. Самое важное и главное в тяжелые времена — постоянно быть на связи с командой, создавать насыщенное полезными материалами и доступное каждому сотруднику информационное поле. Мы живем в эпоху, когда людей буквально захлестывают потоки информации, и нам кажется, что задача любой компании сейчас — поддержать своих людей. Не оставлять их один на один со своими переживаниями. Честно и объективно говорить о состоянии своего бизнеса.

Первое, что мы сделали еще в феврале — открыли «Горячую линию» для сотрудников. Здесь можно задать абсолютно любой вопрос — личный или рабочий, попросить помощи или поддержки. Ни один из вопросов сейчас не может быть неуместным или лишним. Каждый запрос направляется экспертам компании и обрабатывается максимально быстро. Через два дня после открытия «Горячей линии» стало понятно: есть целый ряд тем, актуальных для всех. Так появился наш еженедельный прямой эфир для сотрудников компании. В пятницу утром, к новому инфоканалу подключаются сотрудники всех городов — обычно более 1,5 тыс. слушателей. Мы отвечаем на вопросы, рассказываем о текущем положении дел, объясняем, что происходит у нас прямо сейчас, уже попробовали сделать видеорепортаж с нашего производства — получилось очень позитивно. Это хороший способ переключиться, успокоиться и получить энергию, необходимую, чтобы жить и работать. Пусть мы в разных городах, но поддержка команды чувствуется даже через экран десктопа. В каких-то случаях мы стараемся искать решение вопроса точечно. Подключаем специалистов, которые могут оказать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается. Помогаем настраивать внутренние процессы. Стараемся сделать работу людей максимально комфортной, насколько это возможно: будь то в офисе или на удаленке.

Мы не можем повлиять на глобальную ситуацию, складывающуюся в мире. Но мы можем оградить наших сотрудников от дополнительного стресса и помочь им помочь переключиться в русло поддержки друг друга, поиска новых идей и постепенного выхода из кризиса.

Ирина Бармина, директор по персоналу группы компаний ЛАНИТ:

Чтобы поддержать сотрудников, важно прежде всего демонстрировать уверенность на уровне руководителей. Топ-менеджеры подразделений нашей группы компаний регулярно общаются с сотрудниками в самых разных форматах: обращения-рассылки от первых лиц компании, видеообращения, собрания офлайн и онлайн, прямые линии.

В ЛАНИТ на постоянной основе работает служба психологической поддержки «Понимаю», это часть нашего пакета ДМС. Любой сотрудник может обратиться к специалисту и получить оперативную консультацию профессионала.

Сейчас мы делаем особый акцент на поддерживающие мероприятия для сотрудников: запустили несколько вебинаров по дыхательным и медитативным практикам. На одном из недавних мероприятий, например, рассказывали, как справляться с общим стрессом, как построить для себя индивидуальную стресс-систему, как поддержать близких. Таких активностей сейчас у нас довольно много. В электронной библиотеке тоже сейчас подсвечиваем книги, которые помогают поддерживать баланс.

В основном офисе ЛАНИТ у нас уже давно работает спортзал. Помимо основных тренировок есть отдельные программы: здоровая спина, хатха-йога и другие. Работают спортивные секции для сотрудников: волейбол, баскетбол и футбол. Прошлым летом мы запустили мобильное приложение Lanit Fit для занятий спортом. В нем есть готовые программы от профессиональных тренеров, утренние зарядки, функциональные тренировки, программы для занятий бегом, йогой, дыхательными практиками или медитациями. Стоит отметить, что сейчас все наши спортивные активности популярны как никогда, потому что спорт реально помогает справляться со стрессом.

Также мы поймали волну альтернативных digital-площадок и оперативно запустили новостной канал для сотрудников в телеграме, который довольно быстро набрал популярность.

Ольга Барыбина, директор департамента оценки, удержания и развития главного актива компании «Марвел-Дистрибуции»:

Мы предприняли различные меры, чтобы коллеги чувствовали себя максимально защищенными. Во-первых, в марте для всех индексировали зарплаты. Во-вторых, мы переориентируем сотрудников, которые работали с вендорами, приостановившими свою деятельность в нашей стране, на продвижение отечественных и несанкционных решений. Их умение работать с каналом и накопленный опыт будут просто бесценными. В-третьих, Центр корпоративного обучения подготовил несколько дополнительных программ, которые направлены и на развитие профессиональных навыков, актуальных в нынешней ситуации, и на умение справляться со стрессом и тревогой.

Мы много внимания уделяем активному образу жизни как одному из способов ментально и физически держать себя в тонусе: есть возможность заниматься баскетболом, волейболом, йогой, бегом и другими видами спорта за счет компании.

Еще одна немаловажная мера: мы не оставляем коллег без значимой и полезной информации, регулярно проводятся встречи с руководством компании, любой сотрудник может побеседовать по рабочим и личным вопросам с генеральным директором или его заместителями.

Стоит также отметить, что мы не прекратили найм новых сотрудников, у нас есть точки роста в текущей ситуации, и мы готовы этим воспользоваться. В компании по-прежнему сохраняется комбинированный режим работы — и для удобства выполнения обязанностей, и чтобы коллеги могли больше проводить время с семьями.

Наталья Лиходиевская, HR-директор Softline:

Сотрудники — это наша основная ценность. Это не просто лозунг, это суть нашего бизнеса. Более того, 2022 год объявлен в Softline «Годом сотрудника», мы верим, что в ИТ-отрасли таланты играют ключевую роль, и коллеги должны в любое время находить спокойствие в компании.

Текущая ситуация не создала барьеров для Softline, наоборот, ИТ-сегмент получил мощный стимул для роста еще в начале пандемии и сейчас набирает обороты. Поэтому мы продолжаем активный набор специалистов в России (открыты более 200 вакансий во всех регионах РФ).

Мотивационная среда, созданная внешними факторами 2022 года, поставила перед компанией задачу — сохранить специалистов, быстро переквалифицировать на решения для российского рынка и дать возможность профессионально расти и развиваться. Некоторые вендоры приостановили деятельность на российском рынке, и специализировавшиеся на их продуктах аккаунт-менеджеры и менеджеры по продажам остались в сложной ситуации. Для оперативной переориентации сотрудников на работу в новых реалиях мы создали «Школу продуктов и решений для российского рынка».

Мы усилили поддержку сотрудников не только в плане профессионально развития, но и в области психологического комфорта. Запустили цикл вебинаров на темы физического здоровья, здорового питания, лайфхаков для полноценной разнообразной жизни, еженедельные корпоративные занятия по онлайн-йоге, видеосеминары с психологом для поддержки позитивного настроя.

В состоянии неопределенности человек склонен заполнять информационные пробелы страхами и домыслами, поэтому мы делимся с коллегами актуальными новостями — еженедельно проводим Горячие линии, на которых сотрудники могут задать руководству напрямую любые вопросы, получить ответ и узнать всю информацию о состоянии компании, успехах и перспективах. Здесь я особо хочу отметить, что для преодоления стресса не нужно без конца муссировать информацию, нужно отвлечься.

И мы создали на сегодня идеальную среду для отвлечения — это работа. Планируем нашу дальнейшую работу и создаем комфортные условия для ее выполнения.

Руководитель крупной российской ИТ-компании (на условиях анонимности):

У нас в компании налажены регулярные коммуникации от руководства и HR-департамента; работает внутренний телеграм-канал, который начали вести с начала пандемии с целью создания корпоративного информационного пространства, куда транслируется различная полезная и поддерживающая информация. Практикуются небольшие подарки для сотрудников к праздникам, проводятся вебинары от партнеров по медицинскому страхованию на тему того, как поддержать физическое здоровье и лучше справляться со стрессом. Началась организация помощи пострадавшим от военной операции на Украине, так как, помогая другим, психологически намного легче переносить состояние психологической неопределенности.

Начни с себя

Давно известно: причины негативных процессов в компании нужно начинать искать «с головы». Руководитель может благотворно влиять на сотрудников, оказывать им поддержку, только если сам находится в состоянии уверенности и покоя. Именно поэтому отдельной важной задачей является поддержание руководства «в форме». Психологи напоминают: руководителю нужно помнить, что он — не Господь Бог, он может что-то менять только в зоне своей ответственности. Конечно, людям всегда хочется верить в кого-то «всемогущего», кто решит все проблемы. И зачастую на эту роль априори ставят руководителя компании (особенно это касается компаний «семейного типа руководства»). Однако такая точка зрения очень вредна, и ее опасность особенно проявляется в непрогнозируемых ситуациях, когда источник проблемы находится «вовне». Руководителю нужно четко и трезво оценить свои возможности. И уже потом наладить связь с сотрудниками, выяснить, какие задачи он действительно может помочь решить, а какие они смогут решить только все вместе.

Источник: Наталья Басина, IT Channel News