Жители России и Беларуси имеют схожий уровень цифровых компетенций. При этом россияне активнее используют мобильные устройства для коммуникации, а жители Беларуси демонстрируют более развитые навыки поиска информации в интернете. Аналитический центр НАФИ представляет исследование уровня цифровой грамотности населения двух стран, проведенное с помощью платформы «Цифровой гражданин».

Общий индекс цифровой грамотности в России и Беларуси

Индекс цифровой грамотности отражает уровень умений граждан искать информацию в интернете, оценивать ее достоверность, создавать и редактировать цифровые фотографии, аудио- и видеофайлы, распознавать сетевое мошенничество, следить за безопасностью личных данных и самостоятельно решать проблемы при использовании мобильных приложений и программ на компьютере.

Индекс цифровой грамотности россиян составил 64 пункта, жителей Беларуси — 62 пункта из возможных 100 пунктов.

Сравнение по уровням грамотности: начальный, базовый, продвинутый

В России и Беларуси получена равная доля людей, обладающих начальным уровнем грамотности — по 3%. При этом среди жителей Беларуси больше тех, кто обладает базовым уровнем цифровой грамотности — 73% (в России 70%), а в России — продвинутым — 27% (в Беларуси 24%).

Сравнение компетенций

Россияне активнее используют мобильные устройства для коммуникации (78 п. против 71 п.), лучше разбираются в электронной коммерции, банковских и платежных сервисах (66 п. против 59 п.) и антивирусной защите цифровой техники (77 п. против 69 п.).

Жители Беларуси демонстрируют более высокие навыки поиска информации в интернете (65 п. против 62 п.), работы с документами в мобильных приложениях (70 п. против 66 п.), а также более осознанно относятся к влиянию цифровых устройств на физическое и психологическое здоровье человека (62 п. против 57 п.).

Общие проблемы

Наибольшие затруднения у опрошенных из обеих стран вызывает самостоятельная настройка программного обеспечения на компьютере (обновление операционной системы, установка тех или иных программ), корректная оценка собственных знаний в сфере цифровых технологий и фактчекинг найденной информации в интернете.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ, комментирует: «Представленные результаты тестирования показывают, что во многом проблемы в области цифровой грамотности для жителей постсоветского пространства являются общими. Важно мотивировать людей на улучшение цифровых компетенций, предоставляя им возможности комплексного обучения по всем сферам, составляющим цифровую грамотность. Особенно важно повышение знаний, навыков и установок в сфере кибербезопасности, от которых напрямую зависит благополучие каждого человека, его личная безопасность. Кибермошенники постоянно изобретают новые способы атак, и каждый должен научиться им противостоять. Напомним, что по результатам нашего недавнего исследования, 57% россиян испытывают недостаток знаний о том, как лучше защититься от цифровых угроз. Однако, чтобы повышать цифровые компетенции, надо сначала оценить их актуальный уровень — в этом поможет тестирование на платформе НАФИ „Цифровой гражданин“.

Больший интерес к оценке собственного уровня цифровой грамотности проявляют женщины. И в России, и в Беларуси, доля женщин, которые зарегистрировались на платформе „Цифровой гражданин“ и прошли тестирование для оценки своего уровня цифровой грамотности, почти вдвое превысила долю мужчин (62% и 38% соответственно).

Подобную ситуацию мы наблюдаем в течение последних полутора лет. На нашей платформе „Цифровой гражданин“ активнее регистрируются и проходят тестирование именно женщины. Они чаще выступают „двигателями цифровизации“ в своих организациях, активно стараются развивать цифровые компетенции, являются слушателями соответствующих курсов».

Представлены результаты граждан из стран постсоветского пространства, которые заинтересовались тестированием на платформе «Цифровой гражданин» и самостоятельно решили проверить уровень своих цифровых компетенций. Для получения комплексных оценок уровня цифровой грамотности населения той или иной страны необходимо проведение репрезентативного тестирования, которое охватит все категории населения в соответствии со структурой генеральной совокупности. Аналитический центр НАФИ готов сотрудничать с коллегами из других стран для организации и проведения репрезентативного тестирования уровня цифровой грамотности населения.

Источник: Пресс-служба компании НАФИ

Версия для печати (без изображений)   Все новости