25 июля 2022 г.

Санкции создают ряд положительных моментов для российского рынка ИТ, один из которых сейчас и рассмотрим. Проблемы с появлением новых фильмов, которые привели к изменениям в структуре российского кинопроката, с высокой вероятностью станут драйвером для продаж телевизоров, домашних проекторов и некоторых категорий «смежной техники. Что происходит?

Уход голливудских грандов и последствия этого

Ряд крупнейших мировых компаний — Walt Disney, Sony Pictures, Warner Brothers, Paramount, и др. еще весной объявили о приостановке деятельности на российском рынке, что среди прочего означает отказ от выдачи прокатных удостоверений на новые киноленты. Это создает жесточайшие проблемы для российских кинотеатров: без премьерных показов мировых релизов кассовые сборы резко упали, рентабельность ряда кинозалов оказалась под вопросом, а у многих ушла «в минус». За полгода количество кинотеатров уменьшилось незначительно — с 2 161 до 2 022, на 6,5%, но и этот показатель является антирекордом — а вот количество залов «просело» уже на 12,4% (с 5 704 до 4 996), как сообщает «Бюллетень кинопрокатчика».

Ситуация предсказуемая. Еще в середине апреля Борис Титов, бизнес-омбудсмен РФ, просил Татьяну Голикову, вице-премьера Правительства РФ, выделить 6,5 млрд рублей на поддержку кинотеатров. Ранее Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась к Правительству с просьбой выделить средства на поддержку кинопроката, но называли сумму 4,2 млрд руб. Однако ответом на запросы был отказ с резонной формулировкой о том, что в условиях санкций свободные средства из федерального бюджета идут на развитие экономики, а не на индустрию развлечений.

Что это значит для сегмента цифровых устройств

Сокращение количества кинозалов означает переформатирование рельефа развлечений россиян за пределами дома, а как следствие: рост спроса на развлечения «инхаус», для многих из которых привычным центром является телевизор. В данном случае наличие ТВ-тюнера, обеспечивающего прием эфирных каналов, вторично: современные smart-TV являются подключенными устройствами, а поэтому обеспечивают доступ к стриминговым сервисам, интернет-кинотеатрам (где есть сериальный контент, доступны релизы прошлых лет и т. д), а также к YouTube и другим видеохостингам. Разумеется, телевизоры с большими экранами хороши для воспроизведения пользовательского контента, игр на приставках и проч.

Рыночные тренды все те же: рост диагоналей и массовый переход на телевизоры с разрешением UltraHD, которые постепенно проникли в бюджетный сегмент. В среднесрочной перспективе рынок столкнется с масштабным переходом на 8К-телевизоры. Однако напомним, что такое разрешение актуально на моделях с диагональю экрана 50 дюймов и более. Телевизоры с диагональю в 50″ можно расположить в большинстве российских квартир. Но 8К-телевизоры еще слишком дороги, чтобы занимать заметную долю российского рынка, да и контент для них все еще очень редкий, в то время как UltraHD-видео становится массовым.

Рынок ТВ: тотальная китаизация

Основную долю рынка РФ уверенно занимают китайские телевизоры: их продажи выросли почти вдвое, сообщили «Известия» со ссылкой на представителей крупных маркетплейсов. Рост спроса на телевизоры из Поднебесной начался до начала санкционного давления: например, в январе 2022 на «Озоне» было продано на 40% больше китайских телевизоров, чем за аналогичный период прошлого года. Санкции лишь активизировали тренды, но существенно!

Рост доли китайских телевизоров на российском рынке принял характер бума: вендоры успешно заняли нишу, оставленную Samsung, LG и Sony, в результате чего доля «китайцев» в мае выросла на 95% по сравнению с маем 2021! Лидерами продаж становятся Xiaomi, Haier, Fusion, Harper и BBK, по сообщению «Известий». Интересные новинки показывают и другие китайские вендоры — например, Huawei и Honor — но сейчас далеко не все одинаково активны на российском рынке.

Российские телевизоры на рынке тоже присутствуют, но, как видно, без государственного протекционизма — а его нет и в этом сегменте, похоже, не будет — у них невелики шансы на занятие существенной доли национального рынка.

Продолжение следует.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News